Мастер на все руки. Многодетный папа из Смолевичей один растит четверых детей
Юрий Короткевич уже два года в одиночку растит четверых детей. У него два сына и две дочери. Двойняшкам Егору и Ярославу по 11 лет, средней Милане 12, а главной помощнице отца Снежане уже исполнилось 14. Мама с детьми не живет и алименты не выплачивает. Сергей трудится оператором котельной ЖКХ, но берется за любые подработки. Дети — учащиеся средней школы №1 им. В. Ф. Купревича. Накануне Дня отца журналисты Smolevichi-24.by поговорили с большой семьей о жизни, быте, увлечениях и планах на будущее.
— Сергей, расскажите немного о себе. Давно ли живете в Смолевичах?
— Я родом из деревни Поташни Хойникского района Гомельской области. В 90-м году, после аварии на ЧАЭС, наша семья переехала в Березино. Там мы и жили. А потом я познакомился с будущей женой, и мы перебрались к ней на родину в Смолевичский район, в деревню Полянку. У нас один за другим родились дети, 5 лет назад как многодетные мы получили двухкомнатную квартиру в городе. Нам предлагали трехкомнатную, но на тот момент средств у нас не хватало. Сейчас мы стоим на очереди на расширение, но поскольку субсидией уже воспользовались, взносы и выплаты по кредитам мне не осилить. Хочу взять участок под строительство дома. Сам я строитель, поэтому постепенно справлюсь своими силами.
— Вас характеризуют как мастера на все руки. Откуда это у вас, и перенимают ли эти умения сыновья?
— Сам я из многодетной семьи, у мамы нас пятеро. Но отец умер, когда мне было 2 года, дед погиб на войне, и в детстве перенимать опыт было не у кого. Думаю, это гены. Потом уже учился и работал и электромонтером, и сварщиком, и строителем. Даже как-то другу сложил печь. Получилось, но мне не понравилось, не мое. Сыну Ярославу 11 лет, но он тоже тянется к работе руками. Особенно нравится ему работать с деревом. На балконе он устроил маленькую столярную мастерскую, где выпиливает себе игрушки. Я купил ему несколько инструментов, потому что у Ярослава действительно получается. Очень хотел его отдать в этом году на столярный кружок. Но, говорят, он закрылся. Кроме того, сын хорошо рисует, и мне бы хотелось, чтобы он поступил в художественную школу, но боюсь, усидчивости не хватит. Мальчишкам надо движение.
— Ярослав, а что тебе еще нравится? — интересуемся у парня.
— Мне очень нравится футбольная секция, которую ведет в нашей школе Алексей Анатольевич Токарь. Мы собираемся на школьном стадионе несколько раз в неделю, пробуем себя в разных амплуа, но больше всего я люблю быть нападающим или вратарем. Еще люблю информатику, мне она легко дается, и очень нравится, как ее ведет Татьяна Игоревна Скиба. Еще люблю уроки белорусского языка и литературы.
— А я люблю играть в футбол, рисовать и делать поделки, — говорит Милана.
— Снежана, а что тебе особенно нравится?
— Я люблю фотографировать. Особенно природу. Вот сейчас осень, деревья такие красивые. Иду из школы и обязательно что-то сфотографирую. Но больше всего люблю снимать восход солнца и закат — где бы я ни находилась. Это всегда очень красиво и каждый раз по-новому. Завораживает…
— Юрий, как дети справляются с уроками? Прибегают к вашей помощи?
— Теперь уже редко что-то спрашивают. Когда младшие учились в четвертом классе, заглянул в книгу и очень удивился: некоторые вещи мы проходили только в 9-м классе. Поэтому с уроками им в основном помогает Снежана. Особенно мальчишек надо контролировать. Старшая дочка — моя первая помощница. Она организует младших с уборкой, уже умеет готовить. И если я не успел, всегда знаю, что могу на нее положиться.
— Наша Снежана все умеет готовить, даже пироги с разными начинками и каши. И когда у нас дни рожденья, папа покупает торт, а праздничный стол накрывает Снежана. И мы тоже кое-что умеем приготовить. Раньше нас учила этому мама, — делятся дети.
— Скучаете по маме?
— Скучаем, — говорят Егор и Ярослав.
— Юрий, вам помогают близкие?
— Конечно. В прошлом году дети полтора месяца провели у бабушки — моей мамы Татьяны Короткевич в Березино. В этом году летом на два месяца их забрала сестра.
— У тети есть большое хозяйство, и нам нравилось ей помогать. Да и вообще в деревне хорошо, — делятся дети.
— Юрий, какие самые большие трудности в воспитании?
— Особых сложностей нет. Дети уже относительно самостоятельные. Но я понимаю, что уделяю им не так много времени, как хотелось бы. Стараюсь обеспечить, беру подработку. Ухожу рано, возвращаюсь только вечером. А надо еще приготовить покушать, решить другие бытовые вопросы. Раньше вообще старался работать без выходных, но с возрастом здоровье дает о себе знать, и понимаешь, что силы надо беречь и надо давать себе отдых, тогда и качество работы другое.
— Сколько нужно тратить в день, чтобы накормить детей?
— В магазине я оставляю 50–70 рублей ежедневно.
— Часто созваниваетесь с детьми в течение дня?
— Созваниваемся в основном со старшей дочерью, когда сыновья отказываются помогать в уборке или делать уроки. Когда требуется мое слово.
— Ребята, какие у вас мечты? Может быть, хотелось бы куда-то поехать?
— Мы хотим поехать в деревню Полянку, где жили раньше. Там есть большое красивое дерево, возле которого мы любили играть, а папа сделал нам качели. Там у нас было очень много друзей. Ярик, помнишь, как ты плакал, когда пришел из садика и увидел, что папа красит качели без тебя? Когда уезжали, мы отдали их соседям.
— Юрий, чего вы желаете своим детям?
— Всего в жизни можно добиться самому. Главное, чтобы у них было здоровье и желание. Не всегда задуманное сбывается, но надо быть сильным и одновременно гибким, чтобы справиться с обстоятельствами и взять верх над трудностями. И, конечно, мне хочется, чтобы и дочери, и сыновья каждый для себя нашли свою вторую половинку, чтобы в семьях у них было счастье.