Меню
Голас Любаншчыны

История партизанского аэродрома на озере Червоном и его коменданта — летчика Василия Бугримовича

Самолет времен ВОВ
Фото: из открытых источников

 Под сводами одного из залов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в столице Беларуси — городе Минске как бы находится в полете уникальный экспонат — самый настоящий советский самолет По-2.

 Свой первый полет самолет У-2, сконструированный Николаем Поликарповым (переименован в По-2 после смерти авиаконструктора), совершил 7 января 1928 года. И этот маленький самолет стал легендарным во время Великой Отечественной войны, он был грозным оружием против немецких войск — на нем летали наши знаменитые женщины-летчицы «Ночные ведьмы».

  А еще У-2 применялись на фронте в качестве штабных самолетов, разведчиков, самолетов связи и санитарной авиации, для заброса диверсионных и разведывательных групп, а также для «беспокоящих налетов» на прифронтовые расположения частей противника.

 И, что немаловажно, У-2 активно использовались для доставки партизанским отрядам и соединениям вооружения, боеприпасов и медикаментов, забирая на обратных вылетах раненых, важные документы и разведывательные сведения.

 А на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны действовало более 20 партизанских аэродромов.  Ничего удивительного здесь нет, наша республика в войну была самой партизанской, и авиация сыграла в этом далеко не последнюю роль. Эти аэродромы и ряд авиационных полков, среди которых 62-й, 101-й и 105-й отдельные транспортные авиационные полки, достаточно надежно соединяли партизанское движение Беларуси с Большой землей. 

    А наш земляк белорус Василий Иванович Бугримович и создавал ледовый(!) аэродром на озере Червоном, и был комендантом этого партизанского аэродрома, принимавшего рейсы с Большой земли зимой 1943 года.

Как летчик Бугримович стал партизаном    

 В  первые же  дни Великой Отечественной войны из летчиков Гражданского Воздушного Флота в Белоруссии была сформирована особая авиагруппа, которая вошла в состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии. В ней и начал свой боевой путь Василий Бугримович.

Вот лишь несколько эпизодов из того периода боевой деятельности Василия Бугримовича:

 *** Получив задание установить связь с 100-й стрелковой дивизией, Бугримович, не раз попадая под обстрел немцев, сумел в той тяжелой обстановке неразберихи, отступления наших войск найти штаб дивизии в деревне Петровичи Смолевичского района. И за успешное выполнение этого важного задания летчик Василий Бугримович был награжден орденом Красного Знамени.

 *** Очередное боевое задание для него едва не закончилось трагически. Тогда необходимо было срочно доставить в 20-ю армию офицера, назначенного начальником штаба. Оставалось до назначенного пункта всего несколько километров, когда недалеко от Смоленска самолет Бугримовича атаковали три немецких «мессера». Уйти от них, как ни старался опытный Бугримович, не удалось. Его У-2 был подожжен, и все же летчику удалось посадить машину на опушке леса, что и позволило ему и его пассажиру спастись. Трое суток затем они добирались к своим.

 А вскоре Василий Бугримович добился перевода в штурмовую авиацию, и после переучивания он начал воевать уже на грозной машине Ил- 2. В одном из боевых вылетов его штурмовик был сбит, и Бугримовичу пришлось прыгать с парашютом, оказавшись на захваченной врагом территории.   Василий Бугримович пытался выйти к своим, но попал в плен. Сумев бежать в районе Бобруйска, Бугримович решил добираться до родной деревни   Демехи Речицкого района Гомельской области.  Двигаясь ночью, обходя вражеские посты и дозоры, он медленно добирался в свои края. Когда оставались считанные километры до родительского порога, силы покинули его. На помощь пришли знакомые односельчане. Обнаружив его в лесу, они сообщили матери, которая с помощью самодельной тележки притащила сына в хату.  А окрепнув, Василий Бугримович начал создавать боевую группу, в которую вошли шестеро его односельчан, несколько патриотов из соседней деревни и брат Петр. На счету группы были удачные боевые операции, в том числе и боевые вылазки на железнодорожные станции Демехи и Солтаново. Но когда стало понятно, что им заинтересовались в немецкой комендатуре, то Василию Бугримовичу пришлось срочно уходить в лес, к партизанам. Так он оказался в партизанском соединении, которым командовал уже известный тогда командир Сидор Ковпак, совершавший свой очередной рейд по тылам немцев.

И как стал комендантом ледового партизанского аэродрома

 Из воспоминаний начальника разведки соединения Ковпака–Петра Вершигоры, впоследствии ставшего Героем Советского Союза:

  «Ковпаку аэродром необходим был до зарезу. Свыше ста раненых, среди них много тяжелых, сильно затрудняли маневренность. Сказывалась также нужда в боеприпасах. Ясно было, что в таком состоянии идти на серьезное дело — в новый рейд — командование не решалось. Поэтому мы
объединили с Батей (тоже известный партизанский командир Григорий Линьков) наши усилия в поисках площадки, пригодной для посадки самолетов. Задача оказалась гораздо труднее, чем мы могли это себе представить. Леса, пески и топи — самые неподходящие места для аэродрома.  Батя расчистил площадку среди леса, но, когда я посмотрел на нее, мне стало ясно, что машина здесь угробится.
 Словом, самолеты можно было принимать только на озере. Вначале мы думали принять их на небольшом, километра полтора в длину, озере Белом. Но оно было очень глубокое — до семидесяти метров, вода плохо промерзала, и лед был тонкий. Окончательно наши мнения сошлись на том, что наиболее подходящим было озеро Червоное, или, по-простонародному, Князь-озеро. Большое, самое крупное в этих местах, оно имеет яйцевидную форму. В длину километров двенадцать, в ширину — шесть-семь, не особенно глубокое, окруженное шестью селами».

Исходя из этих соображений, Сидор Ковпак, узнав, что   вновь прибывший в отряд партизан — это бежавший из фашистского плена   летчик,  немедленно   вызвал  Василия Бугримовича к себе.

— Сможем ли мы в зимних условиях подобрать площадку? — спросил командир соединения.

 И Василий Бугримович, хорошо зная местность, уверенно ответил:

— Сможем. На Червоном озере лед выдержит.

И в тот же день группа партизан, возглавляемая начальником разведки Петром Вершигорой и Василием Бугримовичем, выехала на озеро. Партизаны пробили несколько лунок во льду, чтобы измерить его толщину. Она оказалась около полуметра. Определили площадку длиной километр и шириной 200 метров. Для страховки было решено нарастить лед. Воду брали из озера, для чего недалеко от летного поля прорубили еще несколько лунок, из которых черпали ведрами воду и поливали лед, где должны были садиться и взлетать самолеты. Комендантом партизанского аэродрома был назначен Василий Бугримович.

Из воспоминаний самого Василия Бугримовича: «…Мы пробили несколько ям во льду. Лед был 47 см. Площадку для приема сделали 1.000 м длиною и 200 м шириною. Вокруг нее прорубили 12 ям и каждый день поливали ее водою, чтобы нарастить лед до необходимой толщины… Ждали 13 суток, никто из летчиков не решался посадить самолет на озеро. Первым прилетел Герой Советского Союза Лунц».

Несколько подробнее об этом. По готовности аэродрома из штаба Ковпака в Москву была дана радиограмма: «Партизанский аэродром построен. Район нахождения — деревня Ляховичи, Червоное озеро». Ждали несколько суток. Никто не прилетал. По краям озера сделали передвижные костры. Каждую ночь в Центральный штаб партизанского движения передавались пароли — специальная форма расположения и количество костров. Но самолетов так и не было. Тогда Ковпак снова вызвал к себе Василия Бугримовича и спросил:

—  Тебя в Москве кто-нибудь знает?

Бугримович ответил, что так как он закончил Тамбовское летное училище и летал до Великой Отечественной войны в Гражданском Воздушном Флоте, то наверняка есть те летчики, которые его знают и помнят. Тогда партизанский радист снова передал в Москву радиограмму: «Аэродром подобран и подготовлен летчиком Василием Ивановичем Бугримовичем». И уже на следующий день на ледовый аэродром прилетели два самолета Ли-2, пилотируемые опытными летчиками, впоследствии оба были удостоены звания Героя Советского Союза, Борисом Лунцом и Феофаном Радугиным. Радости партизан не было конца. А каково же было удивление и радость коменданта аэродрома Василия Бугримовича, когда он увидел этих бесстрашных летчиков, ведь с Феофаном Радугиным они обучались в одной летной школе!

А вот выдержка из исторического формуляра 101-го транспортного авиационного полка, чьи экипажи и осуществляли полеты на партизанский аэродром, комендантом которого был наш земляк Василий Бугримович:

«На границе Минской и Гомельской областей Белоруссии окруженное непролазными
болотами раскинулось озеро Червоное. Первые вылеты в этот район начали
производиться с июля 1942 года, грузы и парашютисты сбрасывались
в Булевы болота, находящиеся западнее озера. Грузы и десант предназначались
обосновавшемуся в центре этой заболоченной местности партизанскому
отряду «Бати» (Герой Советского Союза Г.М. Линьков). В начале января 1943 года после рейда по северной Украине к северному берегу оз. Червоного вышло Сумское партизанское соединение С.А. Ковпака (дважды Герой Советского Союза, генерал-майор, один из организаторов партизанского
движения в годы Великой Отечественной войны). В связи с ведением активных
боевых действий в ходе рейда возникла необходимость в срочной помощи
соединению оружием, боеприпасами, медикаментами, требовалась эвакуация
тяжелораненых на «Большую землю». Было принято решение об организации
партизанского аэродрома прямо на льду оз. Червоного. В январе 1943 года
ковпаковцами была подготовлена сезонная взлетно-посадочная полоса.
Первый вылет на площадку оз. Червоное для сброса груза и парашютистов
совершил 17 января 1943 года экипаж командира корабля И.С. Валухова.
Первый вылет с посадкой на ледовый аэродром осуществил 26 января 1943 года
экипаж командира корабля Б.Г. Лунца. На площадку оз. Червоное помимо И.С. Валухова и Б.Г. Лунца вылетали экипажи командиров кораблей В.Д. Асавина и И.А. Гришакова».

А на самом аэродроме, благодаря Василию Бугримовичу было все учтено, продумано и действовало отлажено: под сигнальные костры приспособили санки, предусматривалось, что при появлении самолета партизаны с санками занимают заранее указанные им места, и разжигают костры. Для разгрузки боеприпасов и погрузки раненых были подготовлены специальные команды. Всех раненых обеспечивали необходимыми документами, а тех, которые должны быть отправлены в первую очередь, с наступлением вечера тепло одевали. Возле домов, где их размещали, дежурили партизаны с лошадями, запряженными в санки, чтобы в любую минуту можно было раненых доставить к самолету.

А когда портилась погода, поднимались снежные бураны, которые бушевали целыми сутками и наносили большие сугробы, то ежедневно на озере работали сотни партизан, расчищая площадку. 

До конца января в соединение Ковпака прилетали по пяти и более самолетов каждую ночь с посадкой на ледовый аэродром.  Партизанам были доставлены оружие, боеприпасы, медикаменты, литература и письма от родных. А 29 января тот же летчик, Борис Лунц, доставил на своем самолете и депутата Верховного Совета СССР В. А. Бегму, который привез не обычный груз, а ордена и медали для вручения награжденным героям.

Потребность в полетах к партизанам так возросла, что 101-й авиаполк временами не справлялся с заданиями, не хватало самолетов, тогда командир дивизии присылал на помощь летчиков из других частей.   Одним из них был капитан Владимир Тишко, с ним то и случилась серьезная неприятность. Опытный летчик, он 27 января 1943 года отлично произвел посадку на аэродром озера Червоном, но так как в это же время два борта готовились к взлету, то его никто не встретил, чтобы показать безопасную рулежку. И хотя Тишко и рулил вдоль сигнальных костров, но в какой-то момент самолет резко накренился  на правую сторону, раздался треск удара винтов о лед, а правое колесо шасси провалилось в воду… В последний вылет на озеро Червоное, в ночь на 30 января, экипажи Лунца и Гришакова доставили Ковпаку партию боеприпасов, инженера Викентьева и запасные части к самолету Тишко. 

Но в целом ледовый аэродром полностью выполнил свое предназначение, и его комендант Василий Иванович Бугримович был награжден орденом Красной Звезды.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59