Байден вытеснял Китай с американского рынка. Как собирается это делать Трамп
Американская Комиссия по наблюдению за экономикой и безопасностью в отношениях США и Китая представила свой очередной ежегодный доклад Конгрессу, в котором впервые за всю историю своего существования рекомендовала лишить Китай статуса постоянных нормальных торговых отношений, который был ему предоставлен в 2000 году в обмен на согласие Пекина открыть свои рынки и либерализовать торговую практику перед вступлением во Всемирную торговую организацию. Этот статус обязывал Соединенные Штаты применять в отношении китайских товаров те же принципы, что и к товарам другого происхождения. Базовые торговые пошлины и другие привилегии были положены китайским товарам, приходящим на американский рынок, что соответствовало правилам и нормам Всемирной торговой организации.
В том же 2000 году Конгресс создал специальную независимую комиссию из 12 назначенных законодательным органом комиссаров, которая призвана осуществлять мониторинг отношений США с Китаем в сфере экономики, торговли и безопасности, а его результаты и рекомендации предоставлять ежегодно в своих докладах.
Лишение торговых преимуществ какого-либо государства на своем рынке по соображениям национальной безопасности не противоречит нормам ВТО, но введение ограничений для Китая со стороны США по непонятным причинам совпало с началом конфликта на Украине в 2022 году. Причины не понятны потому, что не раскрывалось, в чем именно состояла угроза национальной безопасности США. Тем не менее, более двух лет назад упомянутая выше комиссия предложила Конгрессу временно приостановить предоставленный Поднебесной статус «постоянных нормальных торговых отношений», если торговый представитель США посчитает, что Пекином не выполнены его обязательства перед ВТО о свободном доступе на свой рынок.
Во время президентства Байдена американцы оказывали давление на Китай, ограничивая поставки чипов, чем усиливали напряженность между Вашингтоном и Пекином. Администрация Байдена всеми силами стремилась сдержать развитие высокотехнологичных секторов китайской экономики, не препятствуя при этом поставлять в Штаты ширпотреб. Китайским высоким чиновникам от экономики всячески намекали, что они смогут вернуться на американский рынок, если не будут развивать сферу высоких технологий.
Во время предстоящего второго президентства Трампа американцы не ограничатся китайской сферой IT, желая укрепить американскую индустрию в целом. Трамписты также могут пойти ради этого на ущемление интересов глобальных финансовых конгломератов. Понятно, что в первую очередь китайскую продукцию не будут пускать на американский рынок, медленно, но верно исключая Китай из числа экономик, ключевых для американских экономических интересов.
Поэтому, для того чтобы помочь администрации Трампа в будущем, 19 ноября Комиссия по наблюдению за экономикой и безопасностью в отношениях США и Китая в своем очередном докладе обосновала отмену статуса постоянных нормальных торговых отношений тем, что он якобы «позволяет Китаю пользоваться теми торговыми условиями, что и союзникам США, несмотря на практику кражи интеллектуальной собственности и манипулирования на рынке». Среди прочего Конгрессу рекомендовано воспрепятствовать проникновению на американский рынок товаров «электронной коммерции».
Это означает, что до возможной отмены указанной нормы товары стоимостью до 800 долларов могли на территорию США ввозиться беспошлинно при минимуме контроля со стороны уполномоченных органов. Теперь Комиссия решила, что вышеупомянутая норма наносит ущерб рабочим местам в США и может позволить китайским компаниям поставлять в США контрафактную продукцию.
Отмена статуса постоянных нормальных торговых отношений позволит администрации Трампа повышать пошлины на широкий спектр китайских товаров, что в целом соответствует стремлению 47-го президента вводить пошлины на любой импорт.
Если Трамп, как и обещает, введет 60-процентные пошлины на китайский импорт, то физический объем поставляемых в США товаров из Китая резко сократится, что приведет со временем к отрицательному сальдо торгового баланса между Китаем и Соединенными Штатами.
Те компании, для которых доступ на американский рынок будет закрыт, может ожидать неминуемое банкротство, а бюджет КНР не досчитается значительных поступлений.
Пекину придется диверсифицировать направление своей внешней торговли, но это не значит, что третьи страны способны весь «американский» объем потребить, а главное, оплатить.
Трамп, если верить его заявлениям, не остановится перед тем, чтобы для Китая наступили непростые времена.