«Одноразовые» автомобили — дань моде или заговор производителей?

Еще два-три десятилетия назад, когда мировым автомобильным балом правили японские и немецкие концерны, надежность транспортных средств ставилась во главу угла. Потребители привыкли, что, покупая машины, они могли беззаботно ездить на них очень долго. До сих пор по дорогам многих стран, в том числе Беларуси, колесят легендарные неубиваемые модели марок Audi, Volkswagen, Toyota, Nissan, Mitsubishi и других.
Сегодня, к сожалению, рынок приучает нас к тому, что современный автомобиль — игрушка на пять, максимум — семь лет. И главное в нем — современные опции, дизайн и комфорт, а надежность уже не первостепенна.
Считается, что мода на машины-расходники пошла из Китая. В этой стране производители с феноменальной скоростью выпускают все новые и новые транспортные средства, срок жизни которых очень короткий. Зачем что-то собирать на века, если можно быстро «клепать» 4-колесные «гаджеты», которые молниеносно морально и технически устаревают, и зарабатывать на них безостановочно.

Да, благосостояние автомобилистов за последние годы выросло, никто, как раньше, не покупает себе транспорт раз и на всю жизнь, но все же нынешнее положение дел на мировом авторынке удручает. Самое печальное, что на поводу у китайцев идут европейцы и японцы — качество их продукции уже далеко не такое, каким было раньше. Конечно, «одноразовыми» в полном смысле этого слова авто пока не стали (они не ломаются и не ржавеют моментально), но печальная тенденция сокращения сроков их эксплуатации налицо.
Прибыль превыше всего
Темп нашей жизни постоянно ускоряется вслед за прогрессом. И автоконцерны ради получения сверхприбыли строят свои маркетинговые стратегии так, чтобы убедить покупателей как можно чаще менять машины. Металлы и пластики с запрограммированным старением, электронные блоки с короткими жизненными циклами — все это благо для больших корпораций: чем чаще люди меняют автомобили, тем больше денег получают производители.

Показательно, что в КНР (стране с бурно развивающейся автомобильной промышленностью) сейчас средний возраст машин составляет всего лишь 4.5 года, в Европе — около 12 лет, в России большая часть автопарка (более 70%) старше 10 лет. Беларусь же отличается тем, что, как считают аналитики, около 30% ее машин имеют возраст 11-15 лет, около 25% — 6-10 лет, около 15% — до 5 лет, около 20% — 16-20 лет и около 10% — более 20 лет.

Да, в постоянном обновлении автопарков все государства заинтересованы — современные машины более экологичны и экономичны, чем их предшественники, однако они и дороги (чем пользуются производители). Проблема в том, что подталкивать людей к приобретению новых машин должен не тот факт, что они быстро «рассыпаются», а желание попробовать что-то высокотехнологичное без ущерба для надежности. Печально, что ведущие концерны это не понимают и как сговорившись выпускают со своих конвейеров все более сложные, но обладающие меньшим ресурсом модели.

Современные реалии диктуют свои условия и запретить компаниям собирать «одноразовые» машины никто не в силах, но мы — рядовые автолюбители, можем голосовать рублем за продукцию тех заводов, для которых качество — не эфемерная характеристика, а конкурентное преимущество. Авось, увидев в течение времени снижение спроса на свою современную, но некачественную продукцию, некоторые нечистоплотные вендоры, привыкшие производить недолговечное железо, задумаются…
Рекомендуем



