Уникальный стрит-арт из Фаниполя. Скульптор по металлу рассказал о своем стиле
Один из самых известных жителей Фаниполя — художник и скульптор Владимир Каноник. С его работами, в которых сразу читается авторский стиль, встречался практически каждый — на автозаправочных станциях «Белоруснефти». Сегодня по стране установлено около 50 арт-объектов, которые Владимир Каноник и его команда создают из… металлолома.
Мы на окраине Фаниполя, в промышленной зоне. Где-то здесь воздевает руки к небесам фанипольский «Оптимус Прайм», собранный из двух «Москвичей», и жест «коза» прохожим показывает гигантская металлическая вилка. А чуть в стороне, за углом, в частном секторе притаились мастерские, где и родились на свет эти необычные арт-объекты.
На участке несколько цехов внушительных размеров. Как раз в одном из них кипит работа. Трещит сварка и из-под болгарки летят искры — к собранному каркасу работник приваривает металлические детали. Владимир Каноник знакомит нас с эскизом будущей композиции:
— Все наши объекты исполнены с творческим задором. Эскизы — это одно, они суховаты. Вот, допустим, прототип работы, которую планируют установить на АЗС в Витебске. Я задумал создать ее по мотивам картины Васнецова «Витязь на распутье». Работа почти точь-в-точь повторяет оригинал. Но мы наполняем образ техногенностью. Кроме того, необходимо продумать, как это будет исполнено с инженерной точки зрения. Например, суставы у лошади формируем суппортами и так далее.
По словам автора после того, как эскиз одобрен заказчиком, приступают к сборке каркаса. Затем его необходимо заполнить автозапчастями, а уже после идет детализация. Всевозможного металлолома на территории — сотни килограммов: винтов, ржавых пластин, амортизаторов, рессор, пружин, дисков сцепления, рычагов подвески… Для скульптора, работающего в технике стимпанк, все это как мазки кистью. Есть на территории даже авиадвигатель. Наверняка тоже пригодится со временем.
Как закалялась сталь
Владимир Каноник родом из Дзержинского района: в детстве жил в Станьково. А позже, когда перебрался в Фаниполь, организовал свою мастерскую.
— Учился я в Минском художественном училище имени А. К. Глебова по специальности «художественное оформление», — рассказывает о себе Владимир Петрович. — Затем поступил во Львовскую академию печати на специальность «книжная графика».
Сегодня мастер владеет разными техниками: он и скульптор, и кузнец, и график, и художник. Работает с черными и цветными металлами, деревом и камнем. В этом хитросплетении талантов и навыков автора и родилось нечто новое для Беларуси — его уникальное направление в стрит-арте.
Сегодня многим очевидно, что малые архитектурные формы — креативные и созданные с огоньком — это не только красиво, но еще и коммерчески выгодно. Но такое понимание было не всегда.
— Все начиналось давным-давно с заправки на ул. Шаранговича в Минске, — вспоминает скульптор. — Тот проект инициировал я. Обратился к дирекции предприятия «Белоруснефть-Минскавтозаправка» с предложением сделать какой-нибудь интересный объект, но сначала мне отказали. Уговаривал долго и в результате появилась самая первая композиция — небольшой ретроавтомобиль.
Дальше — больше. Необычные арт-объекты стали привлекать на АЗС посетителей, а значит, дополнительных клиентов. Теперь, когда композиций по всей стране насчитывается порядка пятидесяти, собираются целые экскурсионные группы, которые хотят посмотреть на арт-объекты у заправок. В числе туристов нередко бывают и мировые знаменитости. Так, с работами фанипольского мастера успели сфотографироваться даже звезды Голливуда Стивен Сигал и Дольф Лундгрен.
Фанипольский робот — один из первых масштабных арт-объектов Владимира Каноника. Этого великана на 8 Марта в подарок женщинам заказали мужчины РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт». И, надо сказать, сюрприз удался!
— Сейчас ни одно открытие заправки не обходится без моего участия, — говорит Владимир Каноник. — Теперь даже рекомендуется устанавливать там арт-объекты.
На своей страничке в инстаграме автор делится с подписчиками ссылкой на google-карту, где указаны все арт-объекты из металла с координатами размещения. Интерактивный путеводитель постоянно обновляется.
В ближайшее время новые композиции появятся в Витебске и Крупках — «До полного бака» и «Книга знаний». Причем при работе над арт-объектами автор всегда старается привязать их к местности. Так было и со скульптурой «Дзiвосная Случ», которую несколько недель назад установили в Слуцке.
— Арт-объект изображает девушку, которая держит в руках реку Случь. Одновременно поток ассоциируется с нитями, из которых ткут слуцкие пояса, — уточняет автор.
География работ Владимира Каноника ширится с каждым годом. Сегодня их можно увидеть в Бресте, Слуцке, Солигорске, Несвиже, Жодино, Острошицком Городке, Боровлянах, Заславле, Фаниполе, Минске и в других местах.
Второе творческое направление мастерской Владимира Каноника — храмовое искусство. Чтобы разделить эти два направления, автор создал отдельные странички в инстаграме.