Шаурма, блины, хот-доги. Жительница Мачулищей купила фургон и сделала из него фудтрак
Сезон фестивалей, пикников, концертов под открытым небом завершается, а значит, что совсем скоро все встречи будут проводится в помещениях. Неизменным спутником любого мероприятия стали фудкорты. Но задумывались ли вы, каково быть по ту сторону фудтраков? Мы задались таким вопросом и обратились к основательнице такого Светлане Михальцовой. Жительница городского поселка рассказала, как делала первые шаги в этом направлении, набивала шишки, но, несмотря на все трудности, продолжает работать каждое лето без выходных. Об этом пишет pristalica.by.
Сегодня Светлана Михальцова и ее команда работают на Vulitsa Ezha, Славянском базаре в Витебске, в Дудутках; бывают на байкерских слетах и тематических фестивалях.
— География у нас широкая. Например, сегодня я работаю в Мостах, а завтра еду в Заславль, — рассказывает жительница Мачулищей. — Нам очень нравится в те же Дома культуры ездить. Мы сработались с заведующим Мачулищанского ЦКиД!
Но так было не всегда. Путь в бизнес, особенно в сферу общественного питания, как всегда, тернист. Светлана очень благодарна людям, которые помогали на нем и не воспринимали ее только как конкурента. На первых порах это очень помогало сориентироваться.
Искали путь к желудку людей избирательно
На дворе – 2019 год. Светлана, бойкий по характеру человек, в какой-то момент решила купить фургон «Купава». Взяла кредит на 5000$. Спойлер: окупить удалось за 3 года.
— Изначально не много денег было — практически все оборудование брала в рассрочку. К более профессиональному пришли позже: мы не знали, что пойдет, продвигались, как слепые котята, — вспоминает Светлана. — Все новое оборудование, продукция в первую очередь тестировались на друзьях.
Что не продавалось, становилось просто угощением. В этой связи Светлана вспомнила со смехом забавную историю: «Первый наш выезд был на байкерский фестиваль. Я привезла очень много колбасок, а там оказалось немного людей, и у нас этих 50 кг колбасок осталось. Продавать-то их уже не будешь, поэтому их ели все! Колбаски я не ем до сих пор».
Светлана с командой предлагает отведать блинов, шаурмы, хот-догов, но так было не всегда
Чтобы вывести формулу успеха, пришлось экспериментировать, но в итоге вернулись к этому набору блюд – они считаются самыми ходовыми. Сегодня точку Светланы знают по хорошим блинам и яркому логотипу с ананасом, – его также придумала она!
Спустя время появилось мороженое, да не простое, а тайское.
— Важно, чтобы была команда единомышленников. Меня колоссально поддержали друзья, дочка. У каждого бывают минуты отчаяния, и когда в эти моменты люди в тебя верят больше, чем ты сам, это дорогого стоит. Именно в это время появляется Саша Забавский, и он начинает развивать тему мороженого. И он его так готовит, что некоторые говорят: «Я мороженое не люблю, но его — хочу съесть!»
Жительница Мачулищей покупает фризер для жареного мороженого за 800$. Начинает тестировать вкусы, опять – на друзьях. Сам процесс – я была его свидетелем на одном из праздников в Мачулищах – заставляет надолго «залипнуть», наблюдая за приготовлением чуть ли не с открытым ртом: смесь мгновенно застывает! Тема с мороженым еще раскручивается. Спустя время Светлана убедилась в том, что работать на фестивале и с мороженым, и с фудтраком, гораздо выгоднее.
Подводные камни общепита
Нюансов в работе фудтрака крайне много. Начиная с выбора поставщика продукции и заканчивая тем, по какой дороге ты будешь ехать до мероприятия и как долго подключаться там к генератору.
— Чтобы ехать в одно место второй раз, нужно знать, что лучше продается, какая там целевая аудитория, как принимают, подключают электричество (на больших мероприятиях это может занимать до трех дней), — вводит в курс дела Светлана. — Нужно понимать, что вокруг всегда гремит музыка, и люди к тебе приходят разные. Зачастую ты не являешься причиной их плохого настроения – выступаешь поводом. В этом огромный минус сферы услуг.
Помимо человеческих отношений, есть вопросы практические. Например, как быстро подключиться, чтобы у тебя не испортились в холодильнике продукты.
Мы примерно прикинули, что на приготовление шаурмы нужно 30 кг мяса, 250 штук лавашей, 8 кг капусты, блинов – 40 л теста
При этом приезжать на место нужно с готовой нарезкой.
— Приготовить шаурму быстрее, чем мороженое. Себестоимость у них плюс-минус одинаковая. Но если за шаурму человек готов отдать 10 рублей, то за мороженое навряд ли, — рассуждает собеседница. — Поэтому, когда большой поток, предпочтительнее мне человека поставить на шаурму.
Команду Светланы называют «многоручки». И хорошо, когда тебе попадается такой повар, когда ты еще только принимаешь заказ, поворачиваешься к кухне, а он уже готов! Да и в фудтраке по-другому нельзя, особенно, если идет поток людей.
— Я сама стала терпимее относиться к общепиту. Когда мне говорят в кафе, что заказ задерживается, нужно подождать еще полчаса, у меня нет возмущения. Когда ты по другую сторону, то понимаешь нюансы, — рассуждает Светлана.
Дочь Светланы – Алина – ветеринарный врач. Возможно, именно поэтому ее по-доброму называют «собственная санстанция» – девушка всегда контролирует чистоту на кухне. Вдохновившись делом мамы, вместе с парнем она тоже подумывает открыть собственное. На подмоге на кухне также всегда сын Тимофей. Он сейчас пойдет в 10-й класс Чуриловичской школы.
Открыть кофейню в Мачулищах – большая мечта
— Люди в Мачулищах живут особенные! — не скрывает своего восхищения Светлана. — Зашла в чат: с утра написали, что у какой-то бабушки нет дров. К вечеру они нашли дрова, откуда их забрать, кто загрузит, разгрузит и кто распилит. Очень многие ходят в футбол играть, во дворе взрослые играют в волейбол. Такие хорошие люди живут в городском поселке.
Образ жизни вдохновляет, и это даже не про бизнес.
Мачулищи стоят того, чтобы у них было свое кафе, уверена моя собеседница, поэтому у нее не раз возникала мысль об открытии кофейни
Как выяснилось, Светлана пыталась открыть стационарную кофейню. Нашла небольшое помещение, договорилась с владелицей здания, что та будет сдавать его в аренду. Мачулищанка сделала ремонт, заказала мебель. Однако арендатор резко продала здание, и новый владелец не захотел делить площади с другими.
— Доставку мебели мы, благо, отменили. И в целом обид я не держу: житейская ситуация. Все были в шоке, но где-то я эту женщину могу понять, иногда на хорошие предложения надо быстро соглашаться, — объясняет свою позицию Светлана.
После той ситуации прошел практически год. Желание открыть свое дело в городском поселке не пропадает. Светлана с удовольствием бы сняла помещение с кем-либо, поэтому она сейчас открыта к предложениям. Напоследок я поинтересовалась, стоит ли оно того? Светлана Михальцова откровенно ответила: да, ведь дело прибыльное, однако очень бьет по здоровью. «Бывает такое, что субботу отработал, воскресенье утро начинается с таблетки от головной боли, которая часто возникает из-за работы в горячем цеху, громкой музыки. Да, я уже жду окончания сезона, но при этом прекрасно понимаю, что пройдет месяц-другой, и я заскучаю», – говорит она с улыбкой.