МАЗ неисправен, маршрутчик превысил число пассажиров. Подробности смертельного ДТП под Смолевичами
Следственный комитет завершил расследование уголовного дела о ДТП в Смолевичском районе. Какие сделаны выводы, рассказал первый заместитель председателя Следственного комитета Олег Шандарович. Подробности пишет БЕЛТА.
Напомним, трагедия произошла 20 февраля. В аварии погибли 14 человек, в том числе двое детей — 14-летний мальчик и 13-летняя девочка. Тяжелые травмы получили семь выживших пассажиров маршрутки, среди которых девочки 11 и 17 лет. Позже один из пострадавших — 51-летний мужчина — скончался в больнице.
— Кому поручили расследование уголовного дела о ДТП в Смолевичском районе?
— Из-за сложности механизма образования ДТП расследование уголовного дела поручили следователям главного следственного управления Следственного комитета. К уголовной ответственности по ч. 3 ст. 317 УК (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) привлекли водителя филиала «Автомобильный парк №20» «Миноблавтотранса». Мужчина проработал там более 40 лет.
— Что стало причиной аварии?
— Если вернуться к хронологии происшествия, то можно сказать следующее: 20 февраля этого года водитель грузового самосвала МАЗ около 08:00 приступил к перевозке грузов по маршруту карьер «Верасы» — 13-27 км автодороги Р53 Слобода — Новосады в Смолевичском районе. Ранее он выявил неисправность ходовой части самосвала. Она была связана с разрушением листа правой рессоры передней подвески. Это ослабило ее конструкцию, что, в соответствии с требованиями правил дорожного движения и технических регламентов, запрещало эксплуатацию транспортного средства. Зная об этом, водитель от поездок не отказывался, а в течение рабочей смены сделал три рейса по перевозке груза.
Около 14:55 он делал четвертый рейс. Самосвал был загружен песком более чем на 20 т, что превышает установленную заводом массу перевозимого груза. Он ехал на 9 км автодороги Р69 Смолевичи — Смиловичи — Правдинский — Шацк со стороны деревни Пекалин в направлении деревни Слобода со скоростью 65-70 км/ч. Это привело к разрушению правой рессоры, из-за чего водитель грузовика потерял управление и выехал на полосу встречного движения. В результате он столкнулся с двигавшимся во встречном направлении автобусом Citroen Jumper, который вез пассажиров по маршруту Смолевичи — Минск через Пекалин. Свою вину в инкриминируемом ему преступлении водитель признал полностью.
По уголовному делу потерпевшими признаны 34 человека. ОАО «Миноблавтотранс» и обвиняемому заявлены иски о возмещении морального вреда на сумму 2 млн 370 тысяч белорусских рублей.
— Превышал ли водитель МАЗа скоростной режим?
— Ни водитель маршрутного такси, ни водитель МАЗа скоростной режим не нарушали. Вместе с тем необходимо отметить, что при выборе скорости движения водитель должен руководствоваться не только знаками, которые ограничивают скорость, но и учитывать состояние транспортного средства, перевозимого груза, а также дорожные условия. В данном случае водитель разогнал неисправное транспортное средство с перегрузом практически до максимально разрешенной скорости на данном участке дороги.
— Какие еще обстоятельства трагедии установили следователи?
— Из заключения автотехнической экспертизы следует, что в автомобиле МАЗ неисправность в виде разрушения одного из листов правой рессоры передней подвески возникла задолго до происшествия. Такая неисправность могла привести к перекосу кузова с рамой и уводу его с траектории. Во время расследования установлено, что разрешение на допуск к участию в дорожном движении МАЗа истекло задолго до ДТП. На линию транспортное средство выпустили в неисправном виде без проверки его технического состояния.
— Что показала проверка автомобильного парка, грузовик которого вышел на линию в неисправном состоянии?
— Из проверенных 60 транспортных средств, которые находятся на балансе в автомобильном парке, 42 также эксплуатировались без разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Еще 10 —допускались на линию без заключенного договора обязательного страхования.
Вопросы эксплуатации транспортных средств коммунальными автотранспортными организациями вызывают серьезную озабоченность. По поручению Следственного комитета сотрудники транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций проанализировали информацию по 8207 транспортным средствам, которые используются облавтотрансами. Подтвердились 4014 фактов участия в дорожном движении 2071 транспортного средства без допуска к участию в дорожном движении.
Кроме того, проверка выявила 195 транспортных средств, которые эксплуатировались без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности. Фактически 25% стоящих на балансе облавтотрансов транспортных средств не проходили технический осмотр и не получали допуск к участию в дорожном движении.
— Вы отметили, что грузовик выпустили на линию в неисправном виде без проверки его технического состояния лицом, которое отвечает за безопасность. Это значит, что кто-то, кроме водителя, также должен был проверять его техническое состояние?
— В филиале «Автомобильный парк № 20» специалисты, которые отвечают за соблюдение транспортной безопасности, работу по проведению контроля за техническим состоянием подвижного состава, находящегося в командировках и хранящегося за пределами автопарка, не проводили. Таким образом, неисправный самосвал допустили к работе.
Также отмечу, что ранее в автопарке «Миноблавтотранс» были выявлены факты отсутствия контроля за техническим состоянием автомобильных транспортных средств при выпуске на линию и приемке с линии. Но, как показало расследование, руководство автопарка надлежащих мер по исправлению сложившейся ситуации не приняло. При этом после ДТП руководителям автопарка понадобилось лишь трое суток для организации работы данного направления.
— Кроме водителя, кого-то из сотрудников автопарка, выпустивших на линию неисправный самосвал, привлекли к ответственности?
— С учетом собранных доказательств в июне этого года в отношении одного из руководителей филиала «Автомобильный парк № 20» возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 428 УК (неисполнение должностным лицом своих служебных обязанностей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия). Мужчина признал свою вину в полном объеме.
— В каком состоянии находилась дорога?
— Автодорожная экспертиза установила, что покрытие проезжей части на участке в районе 9 км дороги Р69 Смолевичи — Смиловичи — Шацк на момент проведения экспертного осмотра не соответствовало нормативным требованиям. Нужно понимать, что эта дорога активно используется для перевозки самосвалами грузов из двух карьеров «Верасы». Это приводит к ее быстрому износу. Ежедневно самосвалы осуществляют около 550 рейсов. Проектный срок добычи песка из этих карьеров — более 10 лет. Учитывая, что ширина полос около 3 м, интенсивное движение грузового транспорта повышает риски опасных ситуаций.
— Какие меры были приняты для улучшения состояния дороги?
— В связи с поручением Следственного комитета Минтранс рассмотрел вопрос о реконструкции и устранении дефектов дорожного покрытия с учетом интенсивности движения большегрузного транспорта. Принято решение отремонтировать наиболее подверженные разрушению участки дороги с уширением асфальтобетонного покрытия.
— ДТП с участием маршруток всегда вызывают большой общественный резонанс. Это зачастую связано с небезопасной манерой вождения и перевозкой пассажиров сверх нормативов. Как обстоят дела с безопасностью эксплуатации маршруток?
— По поручению следователей Министерство транспорта и коммуникаций провело широкомасштабную проверку соблюдения законодательства и правил безопасности при осуществлении перевозок пассажиров маршрутными транспортными средствами. Сотрудники транспортной инспекции с участием ГАИ провели 123 рейда и проверили 1884 автобуса категории М2. Они выявили 724 нарушения в области транспортной деятельности. Было рассмотрено 425 дел об административных правонарушениях, а также наложено штрафов на перевозчиков на сумму около 84 тысяч белорусских рублей. Изъято 15 транспортных средств, которые не отвечают требованиям безопасности.
— Какие нарушения выявлялись чаще всего?
— Наиболее частые нарушения — перевозка пассажиров сверх нормы вместимости, наличие неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, отсутствие допуска к участию транспортного средства в дорожном движении. Практически 25% автобусов категории М2, которые осуществляют перевозку пассажиров, эксплуатируются с нарушениями. По вине водителей маршрутных такси в 2023 году произошло 14 ДТП.
— Нарушались ли правила технической эксплуатации автобуса Citroen Jumper?
— Данный автобус оборудован автомобильными сиденьями, которые не соответствуют указанным категории и классу транспортного средства. Они используются для установки в автобусах другой категории. Также на момент ДТП ремни безопасности в салоне для пассажиров отсутствовали. Кроме того, стоит обратить внимание на тот факт, что водитель микроавтобуса перевозил 19 пассажиров, хотя предусмотрено только 15 мест.
По результатам инициированных следствием и проведенных транспортной инспекцией мероприятий технического характера, в экономический суд Минской области направлены материалы по делу об административном правонарушении организацией, которой принадлежал участвовавший в ДТП микроавтобус, условий лицензируемой деятельности, по которому предусмотрено наказание в виде лишения деятельности на осуществление пассажирских перевозок.
— Какая работа ведется сейчас по устранению нарушений со стороны перевозчиков пассажиров?
— В настоящее время по поручению правительства продолжается рассмотрение предложений Следственного комитета о внесении изменений в технические нормативные правовые акты по вопросам прочности крепления пассажирских сидений. Регистрационные документы дополняются сведениями о категории и классе автобусов для возможности обеспечения надлежащего контроля со стороны контролирующих органов. Кроме того, разрабатываются и принимаются действенные меры по ограничению участия в дорожном движении автобусов, не соответствующих требованиям.
Об установленных обстоятельствах, причинах и условиях, способствовавших происшествию, а также предложениях по их устранению проинформирован премьер-министр Беларуси.