Меню

Канада — спасибо, не надо! Опыт переезда минской пары

Яна и Сергей
Фото: скриншот видео Екатерины Васильевой и из архива героев

Сергей и Яна — красивая молодая пара из Минска. Несколько лет назад ребятам выпал шанс переехать в Канаду, и они не стали отказываться от возможности увидеть мир.

В Беларуси Сергей работал в чайной, Яна — специалистом ВЭД. В ноябре 2018 года пара покинула родину. Никакого конкретного плана у ребят не было. Представление о Канаде было крайне положительным — ведь страна во всех топах рейтингов по всем основным социальным показателям. «Если получится остаться — хорошо», — думали они, — если нет — будет хороший жизненный опыт».

Первые впечатления

— Если у тебя есть возможность куда-то съездить, особенно пока ты молодой, нужно обязательно это сделать. Ты просто развенчаешь свои иллюзии, — улыбается Сергей, — ты посмотришь на других, наберешься опыта, поймешь, как живут люди в других мирах.

— Мы подлетали к аэропорту Пирсон поздно вечером — кругом темно, а ведь представлялось, что Торонто — город огней! Приземлились, едем — везде темно. Но это и есть Торонто. В моем же воображении все было совсем по-другому. Я думал, что увижу большой яркий город! Утром посмотрели в окно — все одинаковое! Только однотипные двухэтажные дома! Именно тогда я впервые почувствовал, что избалован белорусской архитектурой. Конечно, некоторым белорусам кажется, что архитектура у нас так себе, но, когда ты попадаешь в ту североамериканскую среду, где, по сути, все одинаковое, ты начинаешь сравнивать и осознавать, что в Беларуси архитектура есть.

По Торонто пешком не походишь, сетуют ребята. Ни город, ни пригороды в принципе не предназначены для пеших прогулок. Только автомобиль, если нужно в центр. И именно там в глаза особенно бросается уровень социального расслоения в стране.

— Можно идти по центру, наблюдать обалденную многоэтажку, где висит реклама о том, что продается элитное жилье — 2-4 миллиона долларов за квартиру-студию. И потом, проходишь буквально 300-400 метров, и картинка меняется — мы видим улочку, грязную, неухоженную. Количество асоциальных элементов резко увеличивается. Уже начинаешь подозревать, что где-то рядышком ночлежка. И понимаешь, что может быть здесь даже днем будет не очень безопасно, — вспоминают Сергей и Яна.

— Бездомные люди повсюду. Психи, накачанные наркотиками, нанюханные, наколотые. Повсюду валяются бомжи, они чудят, орут, строят свои лачужки прямо на дороге, либо просто падают и спят, где придется. Ну как-то странно, когда ты находишься во второй стране мира, и повсюду видишь бездомных людей. А местные скажут тебе: «Так это его выбор, он в свободной стране», — недоумевает Сергей.

Вопрос безопасности тоже волновал наших героев.

— Как-то мы задержались у друзей и возвращались в одиннадцать вечера через центр Торонто. И это был какой-то Silent Hill (художественный фильм. Прим.), вот когда сирена, вот эта ржавчина, и происходит черт знает что — вылазят маргиналы. Извините меня, но я не хочу жить рядом с такими людьми. Честно. В Беларуси же недавно Яна пошла погулять вечером по Сухарево. Я дома, мою посуду и понимаю: я не переживаю за нее, я не боюсь, что с ней что-то случится.

Про крышу над головой

С жильем в Канаде все неоднозначно. Разброс огромен — от супердорогого эксклюзива в центре Торонто за много миллионов долларов до, в принципе, доступных с помощью ипотеки в 600-700 тысяч в пригороде. Можно и арендовать. Так делают многие местные и, конечно же, все мигранты, пока не смогут позволить себе ипотеку, а это несколько лет беспрерывного проживания в стране плюс стабильная работа с неплохой зарплатой. Обязателен первоначальный взнос — 30-50 тысяч долларов за недорогое жилье.

— Тогда я понимал одно — если мы возьмем ипотеку, мы хороним свою жизнь! — говорит Сергей. — Я буду навсегда привязан к этому месту, к работе. А у меня там была не самая классная работа! Надо понимать, что, когда ты иммигрант в Канаде, ты никому не нужен, ты будешь работать за минималку. И, ой, как тебе надо постараться, чтобы найти реально хорошую работу. Скорее всего ты будешь работать где-нибудь в магазине, расставлять товары, на складе, грузчиком, уборщиком. Стройка? Работа на стройке там считается хорошей работой. Именно тогда мне впервые пришла в голову мысль: «Вот зачем мне это все, если приложив эти же усилия в Беларуси, я того же достигну, а то и больше. Но я буду дома, в своей культуре, которая мне близка, рядом с семьей, с друзьями.

О бесплатной медицине, которой невозможно воспользоваться

В Канаде предполагается, что вся медицина бесплатная. Однако просто взять и записаться к врачу не получится. Если человек хочет попасть к узкому специалисту (хирургу, неврологу, гинекологу и др.), ему необходимо прийти к своему семейному врачу и взять направление. Только вот зачастую семейный врач может решить, что пациенту не требуется тот или иной специалист.

— Мы выбрали семейного врача, который рядышком находится, и я каждый месяц звонила, чтобы попасть в список ожидания, — рассказывает Яна. — Предполагалось, что из списка ожидания мы когда-нибудь сможем попасть к этому лечащему врачу. Это не был какой-то сверхъестественный врач, супервостребованный специалист, это был простой местный доктор с хорошим рейтингом. Где-то, наверное, полгода я звонила. В итоге ничего не вышло, и я решила, так сказать, забить. Также несколько раз мы обращались в отделение скорой помощи, но все наши посещения заканчивались тем, что мы уставали ждать и уходили. Потому что сидеть приходилось час, два, три, четыре, пять и так далее.

Около 80% населения живет в пределах 200 километров от границы Канады и США.

Сергей приводит пример собственного опыта в Беларуси.

— Канадская медицина не сравнима с белорусской. У нас есть множество примеров, как люди просто не могли попасть к врачам в Канаде. У меня не очень хорошее зрение. И вот мы приезжаем в отпуск в Беларусь, я иду проверяю зрение в нашей классной тройке (3-я городская клиническая больница имени Е.В. Клумова. Прим.). Выясняется, что у меня сетчатка отошла. Врачи говорят, вы можете не делать, но можете и сделать. Я стою перед выбором и понимаю, что если она оторвется у меня в Канаде, большой вопрос, помогут ли мне? А я могу глаза лишиться, надо «паять» тут. И мне делают классную, высококвалифицированную операцию на глазу.

Образование в Стране кленового листа

— Я понимала, что когда мы будем готовы к появлению детей, то Канада — это не то место, где я бы хотела, чтобы ребенок получал образование, — говорит Яна. — Статейки пишут очень красивые, рейтинги составляют очень убедительные, но нет ничего более достоверного, чем личный опыт человека. Детские сады в Канаде нас поразили в отрицательном смысле. Детский садик там — небольшая «будка» на торговой площадке с пластмассовой горочкой, пластмассовым домиком, в качестве покрытия могут использовать какой-нибудь рубероид, дети там играют. И все это может быть с видом на заправку, например.

— Я была в нескольких средних канадских школах, — продолжает девушка, — предмет «география» полностью отсутствует. История всемирная также отсутствует. Математика страдает, нет дифференциации между алгеброй и геометрией, дроби проходят, но это очень сложно для них, не все освоят. Никакого изучения классики, ни в литературе, ни в искусстве.

— Вот есть классное замечание про образование, — добавляет Сергей. — У меня там был знакомый, мы разговаривали про Европу, и я ему что-то про Лувр говорю, а он спрашивает: «Лувр — это ночной клуб?» А в другом разговоре я ему о Сервантесе рассказываю, мол, обожаю Дон Кихота, а он мне: «Это кто? Рэпер?».

Про патриотизм

— Однако, быть патриотом я учился именно у канадцев, — признается Сергей. — Они все твердят: «Я понимаю, я знаю, это плохие времена для Канады, раньше было лучше, но мы канадцы, и мы будем биться за нашу Канаду». И это меня очень зацепило! Неужели я не обладаю таким мужеством, чтобы построить свою страну? Конечно, я один построить не смогу, но внести свой вклад смогу точно! Мы вернулись на Родину. Лукашенко — отличный Президент с крепкой властью. Но истинная любовь к Беларуси у нас проснулась именно в Канаде.

— Мы с огромнейшим удовольствием возвращались в Беларусь, — подытоживает Яна. — Пришло четкое осознание того, что в каждом обществе есть какие-то ограничения, табу и доля диктатуры и тоталитаризма. И действительно, настоящая любовь к Беларуси пришла к нам после посещения Канады.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59