Меню

LADA и XCITE: рассуждаем о перспективах российских автобрендов в Беларуси

XCITE
Фото: автора и из открытых источников

Наверняка, на постсоветском пространстве нет более узнаваемой марки автомобилей, чем ВАЗ/«Лада». Некогда машины, именуемые в народе «Жигулями», были самыми желанными у граждан великой и неделимой страны – СССР.

С 1966 года, а именно тогда был основан Волжский автомобильный завод (ВАЗ) в Тольятти, много воды утекло. За время своего существования, предприятие познало взлеты и падения, переход из государственных рук в частные и даже под контроль международного альянса Renault-Nissan, который вывел ее продукцию на качественно новый уровень. Сегодня, пройдя через все автомобильные штормы и справившись с различными санкциями, акционерное общество «АВТОВАЗ» снова на 100% российская компания, продолжающая выпускать довольно современные авто.

В Беларуси и РФ машины LADA до сих пор любят за относительно невысокие цены, доступность запчастей к ним, неприхотливость, простоту в ремонте и обслуживании. Да, сегодня авторынок не тот, что был при советах, у покупателя широчайший выбор, однако волжские машины все еще пользуется стабильным спросом.

ВАЗ – сегодня и завтра

С января 2019 года в Беларуси функционирует новая региональная сеть LADA, в рамках которой осуществляется продажа и обслуживание всего модельного ряда компании согласно корпоративным стандартам. Всего в стране 13 официальных дилерских центров АО «АВТОВАЗ» (4 из них находятся в Минске).

Российский автопроизводитель предлагает белорусским автолюбителям почти всю свою модельную линейку (за исключением спортивных модификаций и некоторых кузовов) – Granta (с кузовом лифтбек), Vesta (с кузовами седан, SW и SW Cross), Niva Legend, Niva Travel и Largus (с кузовами универсал и фургон).

Наибольшим спросом пользуются «Весты» и «Гранты», что не удивительно – Vesta – довольно комфортабельный, удобный и практичный автомобиль, а «Гранта» до сих пор остается самым дешевым новым авто.

Интересно, что новые «ЛАДЫ» в Беларуси стоят дешевле, чем в России. Связано это с тем, что авторынок РБ устроен несколько по-другому: здесь очень высокая конкуренция и много недорогих автомобилей с пробегом из Европы. «АВТОВАЗу» приходится демпинговать, чтобы привлечь покупателей.

LADA GRANTA
LADA GRANTA

Несмотря на то, что ключевым рынком для ВАЗа является российский, перспективные новинки автозавода доберутся и до Беларуси. В следующем году в салонах дилеров, вероятно, появится компактная машина Iskra – она займет нишу между моделями Granta и Vesta, и будет доступа с различными кузовами и моторами мощностью 90 и 106 л.с. Представители завода обещают, что «Искра» станет почти полностью технологически независимым автомобилем – количество комплектующих из недружественных стран сведут к минимуму. А вот некоторые детали, произведенные в Беларуси, в модели могут со временем появиться.

LADA Iskra
LADA Iskra

Небольшими партиями в конце года текущего в нашу страну могут начать завозить внедорожники LADA Niva Sport, построенные на базе трехдверки Niva Legend, но отличающиеся от нее более мощным мотором, измененным салоном, усиленной подвеской и тормозной системой, а также наличием внедорожных атрибутов – внешнего воздухозаборника, «злой» резины, силовых порогов, расширителей колесных арок и др.

Через год-полтора в продажу скорее всего пойдет (если у ВАЗа все будет по плану) электрический внедорожник LADA e-Niva, концептуальная версия которого была представлена на ПМЭФ в Санкт-Петербурге в минувшем июне. Конкурировать машине придется с перспективным белорусским кроссовером BELGEE eX50, серийное производство которого стартует совсем скоро.

LADA e-Niva

Как видим, бренд LADA занимает пусть и не гигантскую, но вполне освоенную и стабильную нишу на рынке Республики. И планирует развиваться и предлагать покупателям свои новые разработки.

XCITE – темная лошадка

Еще несколько месяцев назад никто знать не знал про марку «Иксайт», а сегодня эти машины уже довольно активно продаются в дилерских центра LADA в РФ.

Бренд XCITE был представлен 30 января 2024 года и пока располагает только одной моделью – X-Cross 7. Спрашивается – при чем тут АВТОВАЗ? Все просто – новые машины собираются на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, а предприятие это передано под контроль тольяттинского автогиганта. Изначально новинку планировалось продавать под названием LADA, но позднее было принято решение о создании нового яркого бренда.

XCITE X-Cross 7

Так что же, X-Cross 7 – уникальная российская разработка? К сожалению, нет. Пока он — Chery Tiggo 7 Pro, но только с оригинальными эмблемами: ВАЗ договорился с концерном Chery о сборке данного кроссовера на своих мощностях. Теперь в российской модельной линейке китайской компании Tiggo 7 Pro нет (а есть более современный Tiggo 7 Pro Max), а волжский завод обещает со временем увеличить уровень локализации производства X-Cross 7, чтобы меньше зависеть от фирмы из поднебесной.

XCITE - логотип
Логотип XCITE

XCITE X-Cross 7 – типичный переднеприводный городской кроссовер, оснащенный 1.5-литровым 147-сильным бензиновым двигателем и вариатором. Машина доступна в двух комплектациях по цене от 2 499 000 RUB (около 91 173 BYN).

Стоит ли ждать появления нового российско-китайского кроссовера в Беларуси? Да, но не в ближайшие месяцы, а, возможно, в 2025 году. Все предпосылки для этого есть. Во-первых, модели Tiggo 7 Pro в ряду машин Chery в Беларуси тоже нет, а это значит, что китайцы не будут опасаться внутренней конкуренции и не станут вставлять палки в колеса ВАЗу в процессе вывода X-Cross 7 на рынок Республики. Во-вторых, планируемый высокий уровень локализации позволит тольяттинской компании и ее питерскому заводу обеспечить заказами поставщиков автомобильных комплектующих из Беларуси – это будет отличная и слаженная работа в рамках Союзного Государства. Конечно, есть еще и любимый всеми нами BELGEE X50, однако он стоит дешевле X-Cross 7 и более любим соотечественниками. Так что полноценными конкурентами машины вряд ли станут. А если и станут – так это благо для покупателей: хорошо, когда есть выбор.

Кстати, несколько дней назад АВТОВАЗ приступил к тестам еще одного кроссовера – полноприводного XCITE X-Cross 8, являющегося копией Chery Tiggo 8. Что ж, ожидаем нового игрока на рынке. Скучно, даже без машин из недружественных стран, автомобильному сообществу точно не будет!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59