Осторожно, сарказм! Как проходит «наркотизация» госаппарата в США
Практически незаметно прошла в начале мая небольшая статья в New York Times (Нью-Йорк Таймс), дающая объяснение всему тому вселенскому бардаку, в который погрузился мир. Статья эта была о том, как в Штатах чиновникам приходится снижать требования в отношении употребления наркотиков при найме на работу молодежи (т.н. drug test). Причем, чиновникам не абы каким, а — федеральным…
Сегодня в это с трудом верится, но каких-то 10 лет назад drug test при найме на работу не только чиновников, но и всех более-менее серьезных специалистов в серьезных компаниях, было обычным явлением. Пришел по направлению в поликлинику, сдал мочу/кровь/волосы — результаты тестов ушли к потенциальному работодателю, который и принимает решение. Было общее понимание (и работодателя, и наемного работника): наркоман на рабочем месте — это не всегда к добру.
Но с началом легализации марихуаны в большем количестве штатов (на 1 мая 2023 года 38 штатов из 50) все изменилось; тест на наркотики повсеместно начали отменять.
Последний бастион, сопротивлявшийся отмене drug test — федеральное правительство (оно, кстати, крупнейший работодатель в стране) — пал. Почему? — понять это легко, взглянув на американский Сенат, средний возраст которого составляет 64 года (а там сидят и те, кому под 90). Так вот: штатный состав любого американского агентства приблизительно такой же, старческий. Разбавлять геронтократию более молодыми кадрами требовалось еще вчера. Завтра будет поздно.
В итоге что мы (точнее они, в США) имеют?
За 5 последних лет армия Соединенных Штатов предоставила почти 3500 новобранцам, не прошедшим тест на наркотики в первый день, льготный период для повторной попытки. А ЦРУ и ФБР приняли более мягкие правила в отношении употребления марихуаны кандидатами на работу задолго до вооруженных сил.
До конца нынешнего года администрация Байдена собирается предпринять еще один шаг в «наркотизации» госаппарата. Об этом позволяет судить тот факт, что Госдепартамент приступил к анализу историй употребления наркотиков людьми, которые обращаются за допуском к секретной информации. В конце концов «не сильно секретную информацию можно будет доверить не сильно зависимому наркоману».
Но выбора у руководителей США особо-то и нет. Согласно опросам, более половины американцев употребляли или употребляют марихуану в рекреационных (периодическое нерегулярное или эпизодическое употребление психотропов, не связанное с медицинскими показаниями, для получения удовольствия или иных целей). То есть от 55 до 70 % граждан США знакомы с наркотиками не понаслышке. Они знают их «на вкус».
Кстати, после приема на работу, госслужащим по-прежнему запрещено употреблять наркотики (включая марихуану, даже в штатах, которые ее легализовали). Но как при этом стыкуется запрет на употребление наркотиков и найм на работу наркомана — никому непонятно. Видимо, все на все закрывают глаза.
Зато корпус морской пехоты отказался раскрывать данные о том, насколько употребление наркотиков распространилось среди американских морских пехотинцев. Генерал Дэвид Х. Бергер лично выразил обеспокоенность, насколько распространенным стало употребление наркотиков среди его подопечных. По его мнению, «морские пехотинцы отказываются предоставить конкретные данные, так как признание в недавнем употреблении наркотиков обычно приводит к дисквалификации на многие должности». Но тогда возникает вопрос: чего бояться, если ты не принимаешь наркотики?!
Год назад (апрель 2022 года) смягчило требования к заявителям и Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США, которым теперь «рекомендовано воздерживаться от употребления марихуаны всего за 90 дней до подачи заявления вместо предыдущего требования сроком в год.
А за год до ЦРУ снизило «наркотическую планку» к новобранцам и Федеральное бюро расследований. Оно в три раза сократило свои требования к воздержанию употребления марихуаны для тех, кто ищет работу. Раньше было три года, теперь — год.
В декабре 2021 года директор национальной разведки Аврил Д. Хейнс выпустила памятку, в которой говорится, что «прошлое употребление марихуаны в рекреационных (медицинских) целях следует рассматривать как «актуальное», но «решающее» значение при принятии решения о пригодности человека для секретной работы в области национальной безопасности.
Аккурат накануне последнего Рождества (декабрь 2022) по настоянию высокопоставленных чиновников национальной безопасности, Управление по управлению персоналом предложило пересмотреть процесс проверки допуска, в рамках которого, люди, ранее употреблявшие марихуану, не рассматривались бы как угроза безопасности.
Пока те, кто подает заявление на получение допуска к секретной информации, должны предоставить подробный отчет об употреблении ими незаконных наркотиков в течение последних семи лет (иногда они проверяется на детекторе лжи). Согласно новым правилам, которые пока не утверждены, правительство ограничит этот срок пятью годами для наркотиков, отличных от марихуаны, а соискателей, употребляющих марихуану, попросят сообщать об этом лишь в течение 90 дней до того, как они будут искать работу.
Понять, почему федеральные агентства приступили к тотальному снижению требований к соискателям в части употребления наркотиков, можно, взглянув на частный сектор. Там уже давно либерализовали подход к употреблению наркотиков. Главное — чтобы наркотики не влияли на производительность труда. А если влияют, то несильно. Понятно, что при таком подходе все, кто более-менее мог думать и что-то делать, пошел в частный сектор. Тогда чего удивляться, что три четверти госчиновников США достигли пенсионного возраста… Когда некому работать, приходится звать на помощь наркоманов…
Военные рекрутеры обязаны у потенциальных военнослужащих выяснять об их употреблении алкоголя и наркотиков и получают указание дисквалифицировать тех, у кого проблемы со злоупотреблением психоактивных веществ — сейчас или в прошлом. Главное препятствие — вступительный пункт при официальном вступлении в армию, где новобранцы проходят тест на наркотики.
Многие годы провал этого теста приводил к увольнению в первый же день. Но последние 5-6 лет все изменилось. Согласно данным военных, в прошлом году более 4700 новобранцев не прошли вступительные тесты на наркотики (+33% к 2020 году). А в период с 2018 по 2022 год армия предоставила поблажку более чем 3300 новобранцам, которые не прошли тест на наркотики или признались в употреблении наркотиков в прошлом.
Снизил планку к употреблению наркотиков и ВМФ США, который всегда проводил политику «абсолютной нетерпимости к тем, кто не прошел вступительный тест на наркотики». В 2021 году флот запустил программу, которая позволяет новобранцам пройти повторный тест через 90 дней. А всего за последние три года ВМФ выдал 1375 разрешений новобранцам, употреблявшим наркотики.
Корпус морской пехоты и военно-воздушные силы также недавно начали предоставлять новобранцам вторую возможность пройти тесты на наркотики. Военные чиновники заявили, что политику не следует толковать как более разрешительную позицию в отношении употребления наркотиков, когда люди находятся на службе. Федеральные работники проходят выборочные тесты на наркотики, и отдельные агентства имеют значительную свободу действий в том, как часто они их требуют.
Похожая ситуация и в военно-воздушных силах США, где с 2018 года наркопризывникам разрешили повторно проходить тест после первого провала. И три четверти из них принять в итоге на службу.
Видимо, ради оправдания своих действий, Пентагон заказал корпорации RAND исследование, которая «подтвердила, что… те, кто в прошлом употреблял наркотики, позже работают не хуже своих сверстников, не употреблявших наркотики». Видимо в задании к исследованию именно такой вывод и должен был быть.
Армия, кстати, обратила внимание на злоупотребление наркотиками военнослужащими во время войны во Вьетнаме. Треть военных тогда употребляли запрещенные вещества в течение предыдущих 30 дней.
Что касается «гражданских» чиновников, то если в 1990 году не менее 50% рабочих мест в организациях с более чем 250 сотрудниками тестировались на наркотики, то к 2021 году тестируются лишь 20%.
В частном секторе ситуация не лучше; лишь 15 % работодателей частного сектора проверяют работников на наркотики или алкоголь. К слову, чтобы понять, что такое «частный сектор» в США. Это, к примеру, несколько сотен компаний, занятых в сфере электроники и информационных технологий, авиакосмической отрасли, судостроении и т.д.
А такие работодатели, как Apple и Amazon, еще 2021 году приняли решение прекратить тестирование на марихуану перед приемом на работу. Сама редакция New York Times прекратила требовать проведения тестов на наркотики в качестве условия для трудоустройства более пяти лет назад.
***
Вот так. Когда принимают наркотики «снизу» (т.н. исполнители) — это одно. Но когда наркозависимы управленцы — это совершенно другое. Когда у наркоманов ломка, тормозов у них нет…
А вы говорите нефть…