Сделано по-своему: как СССР переделал Fiat 124 для российских дорог

ВАЗ-2101, известный как «Копейка» был создан на основе Fiat 124, который в 1967 году получил титул «Автомобиль года». Правда назвать его точной копией итальянского седана было бы ошибкой. Советские инженеры внесли в конструкцию более 800 изменений, чтобы подстроить машину к местным условиям.

Почему Fiat 124 не подошел?
Основные претензии к оригинальному Fiat 124 касались его устаревшего нижневального двигателя. Итальянцы не хотели его модернизировать, а министр автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов не поддерживал требования инженеров, полагая, что выбранный партнер и цена сделки важнее технических нюансов. Однако советские специалисты настояли на изменениях.
Что изменили?
Вместо нижневального мотора объемом 1,2 л (73×71,5 мм) мощностью 60 л.с. был создан новый двигатель 1,2 л (76×66 мм) на 64 л.с. с верхним распредвалом и цепным приводом ГРМ. Кроме двигателя, были модернизированы и другие узлы:
- Сцепление — увеличен диаметр до 200 мм вместо 182 мм у Fiat.
- Тормоза — задние дисковые заменены на барабанные, так как диски быстро изнашивались на грязных дорогах.
- Подвеска — усилены рычаги и шаровые опоры.
- Клиренс — увеличен на 30 мм для лучшей проходимости.
- Кузов — усилен для защиты от суровых зим и плохих дорог.
- Бамперы и ручки дверей — изменены для большей надежности.

Итог
В результате СССР получил не просто автомобиль, а современный завод и платформу для дальнейшего развития. ВАЗ-2101 стал основой для множества моделей, которые выпускались вплоть до 2010-х годов. Уже в 1971 году начался экспорт в Югославию и Западную Европу, где модель продавалась под брендом Lada.
Рекомендуем




