Сколько хочешь за мальчика? Почему в Поднебесной воруют детей
Проблема безопасности несовершеннолетних до сих пор остро стоит в обществе. И Китай, к сожалению, не стал исключением.
Чем младше, тем легче продать
Помню, несколько лет назад западную общественность всколыхнул видеоролик из интернета, на котором видно, как китайская мамочка выгуливает своего малолетнего сына во дворе дома на собачьем поводке. Только вместо ошейника — нагрудная шлейка. Сразу же под постом посыпались комментарии — мол, как это бесчеловечно, отвратительно, мать вообще надо привлечь за жестокое обращение с ребенком. Но вот удивительно спокойно отреагировала китайская аудитория на это видео, ведь, как оказалось, ребенок на поводке в Поднебесной — не какая-то причуда, а суровая необходимость.
Ежегодно в Китае пропадают без вести 20 000 детей. Воруют малышей везде: начиная от детских садов и больниц и заканчивая торговыми центрами, игровыми площадками. Причем крадут в основном мальчиков. И, что самое страшное, делают это на глазах у родителей. Нападают, отбивают и увозят в неизвестном направлении.
Камеры в квартирах — еще один способ предотвратить похищение детей в Китае
Логично встает вопрос: зачем? На органы? Все гораздо сложнее. В Китае действует целая подпольная сеть киднепперов, ветви которой правительство периодически обрубает, но они, как головы Гидры, отрастают вновь.
Чтобы разобраться во всей этой жуткой истории, надо копнуть поглубже. В 1979 году стартовала политическая программа «Одна семья — один ребенок», призванная ограничить рождаемость, а как следствие — и численность населения в стране. Вот тогда и начался расцвет торговли детьми в Китае.
Сначала было все не настолько масштабно: найденных брошенных младенцев люди сдавали в приюты. Но потом стал расцветать бизнес. Несчастных малышей с помощью подделки документов (ушлые бизнесмены вступали в долю с приютами) стали за немалые суммы денег продавать за рубеж. Чаще всего в США и Европу. Тогда же были зарегистрированы первые случаи воровства младенцев из семей. Причем сами приемные родители абсолютно не были в курсе, что их китайский малыш украден. Они обращались якобы в приюты для участия в международной программе усыновления (которой тогда даже не существовало официально), платили деньги якобы за оформление документов, до $20 000, и через какое-то время ребенок приезжал к ним. Таким образом, сейчас в этих странах многие из усыновленных китайских детей в возрасте от 15 до 30 лет могут и вовсе не знать, что стали жертвами киднепперов.
Факты:
- Самым продуктивным похитителем за всю обозримую историю Китая стала 70-летняя бабушка из провинции Хэнань. На ее счету более сотни украденных детишек, которых она травила накачанными наркотиками конфетами.
- 80% детей представляют преступника как мужчину в черной маске с пистолетом, но зачастую это не так. Злоумышленник может выглядеть вполне безобидно.
Закрыть за забором
Проблема воровства детей в Китае до сих пор остается актуальной. Точной статистики по этому вопросу нет, так как публикуются в основном данные только по уже раскрытым преступлениям. Тем не менее меры по защите детей эволюционируют. В Китае уже никого не удивить детскими часами с GPS-трекерами, детскими поводками, браслетами, которые металлической пружинкой соединяются с идентичным браслетом на руке родителя. GPS-трекеры вшивают даже в школьные рюкзаки и верхнюю одежду. Кроме того, пройти на территорию учебного заведения или жилого комплекса и не быть замеченным практически невозможно. Везде стоят заборы и пропускные пункты, на входе выполняющие сканирование лица или отпечатков пальцев.
А забрать ребенка из детского сада и вовсе квест. Во-первых, родитель не может зайти на территорию учреждения: ребенка воспитатель передает из рук в руки непосредственно у ворот. Во-вторых, у каждого родителя должна быть с собой специальная карточка, подтверждающая, что это его сын или дочь. В-третьих, забирают детей в строго определенное время. Например, в 18:15. И не дай бог опоздать. Три опоздания — вызывают службу опеки и требуют объяснений. Если же родитель работает и физически не успевает забрать чадо, в игру вступают бабушки и дедушки, на которых оформляется доверенность.
В общем, сложностей и нюансов много. Возможно, что в скором времени эту проблему Поднебесная искоренит полностью. Ведь не зря же у них камеры на каждом углу.
Спустя 30 лет нашлись родители
К сожалению, долгое время в Китае не было принято привлекать внимание к похищению детей, но все изменилось, когда малышей начали вырывать из рук родителей буквально средь бела дня. Возмущению китайской общественности не было предела, тогда властям пришлось приложить усилия и, наконец, заняться решением проблемы.
Помимо создания поисковых групп, располагающих фотографиями детей и обстоятельствами их похищения, кровь родителей стали вносить в особую базу ДНК. Если где-то по стране будет выявлено близкородственное совпадение, данные немедленно будут направлены в соответствующие инстанции. Кроме того, на посылках, заказанных с интернет-ресурсов, теперь печатают фото и данные пропавших ребят. Некоторые родители продолжают искать своих детей даже спустя 30 лет после их исчезновения.
Один из самых резонансных случаев произошел в 2020 году, когда с помощью ДНК-экспертизы родителям удалось найти украденного 30 лет назад сына. 17 октября 1988 года маленького Мао Иня похитили, когда отец ребенка отвлекся, чтобы налить сыну воды в парке. Мгновения хватило… Мать мальчика — Ли Цзинчжи, потрясенная бездействием местной полиции, уволилась с работы, чтобы посвятить всю свою оставшуюся жизнь поискам сына. Она побывала на сотнях телепередач, проводила многочисленные расследования, лично помогла нескольким похищенным детям вернуться в семью, основала группу активистов по поиску пропавших людей — «Баобэй хуэйцзя», что буквально переводится как «Золотко, вернись домой».
И вот спустя 30 лет ДНК-анализ взрослого мужчины из провинции Сычуань показал внезапное совпадение. Обеспокоенный молодой человек по имени Гу Нинин немедленно потребовал повторной проверки анализа крови, а также надавил на тех, кого считал своей семьей. Выяснилось, что в конце 1980-х бездетная пара, живущая за тысячу километров от родного города Мао Иня, в отчаянии решилась на страшный поступок — заплатить киднепперам за воровство ребенка из чужой семьи. Вопрос, каким образом женщина «родила» двухлетнего мальчика, у соседей не возник. Жизнь малыша тогда оценили в 850$.
Сказать, что Мао Инь, он же Гу Нинин, был в шоке от открывшейся правды, значит не сказать ничего. Но одно известно точно: молодой человек немедленно связался со своей биологической семьей и перед объективами десятков фотокамер воссоединился с плачущей от счастья матерью. Однако история умалчивает, понесли ли «покупатели» мальчика наказание за участие в сделке.
Тогда встает логичный вопрос: почему бы, раз уж бог не дал, не усыновить ребенка законным путем? Дело в том, что для этого в любой стране надо пройти через многочисленные комиссии и собрать добрый десяток документов. Далеко не каждый готов заниматься этим вопросом, к тому же далеко не каждый соответствует всем критериям. Именно поэтому для многих самым простым выходом становится «покупка» ребенка.
А если зацепить более темную часть этого бизнеса, китайских детей продают не только для усыновления. Ребят постарше вовлекают в занятие проституцией или даже калечат ради того, чтобы те собирали милостыню для сутенеров.