Протесты в Европе как итог западной демократии
Западная демократия, как некий золотой стандарт качества построения системы государственного управления, рухнула под обломками суровой действительности.
Конфликт на Украине форсировал развитие управленческого кризиса на европейском континенте. Количество объективных проблем и разногласий между государством и обществом переполнило чашу народного терпения. Массовые протесты в регионе вспыхивают практически еженедельно по абсолютно разным поводам. Социальный контракт, очевидно, уже не работает и требует пересмотра. Но у правящего класса по этому поводу есть особое мнение.
Мы все продолжительное время наблюдали за массовыми акциями во Франции против повышения пенсионного возраста. Французы не смогли сломить ситуацию. Их мнение не совпадало с позицией официального Парижа, а значит, автоматически было вне закона. При этом позиция простых людей не была отражена даже через «народных избранников». Правительство Элизабет Борн провело законопроект мимо Национального собрания, используя 49 статью Конституции. Эта процедура позволяет принять закон без голосования. Любитель снимать дорогие часы под столом во время прямых эфиров с аналогичной прытью подписал соответствующий документ.
Подобные кульбиты обосновываются как вынужденная мера для дальнейшей поддержки украинского государства, которое, как известно, прекратило свое фактическое существование, но поддерживается за счет западной финансовой капельницы. Анналена Бербок вообще открыто заявила, что на первом месте для нее стоят далеко не интересы немцев, а возможность финансировать Зеленского. Бундестаг тоже вынужден прибегнуть к непопулярным мерам. Канцлер Шольц объявил о сокращении дотаций из бюджета для семей с двумя и более детьми. Урезание коснется всех основных статей.
Подобное отношение к собственному народу находит закономерное отражение в рейтингах правящего класса. Они стремительно проседают под обоснованной тяжестью народных претензий. В то же время те, кто открыто говорит о проблемах и первопричинах, неожиданно выходят на авансцену европейской политики. «Альтернатива для Германии» впервые в истории стала второй по популярности партией в стране. Действующая коалиция Шольца оказалась под угрозой. Во Франции в спину Макрону дышит Марин Ле Пен. В Польше правящая партия с трудом удерживает позиции на фоне роста популярности Дональда Туска и его команды.
Но уступать никто не намерен. Для борьбы с политическими оппонентами в ход пустили весь доступный административный ресурс. В Германии обвиняют «АдГ» в радикальном экстремизме и ставят вопрос о ликвидации партии. Оно и правильно, нынешние условия предполагают особую гибкость демократических принципов. Наши западные экс-партнеры данный постулат уже не единожды демонстрировали на практике. Сейчас это просто имеет наиболее яркое проявление. Осел напущенный туман. Дальше всех, на мой взгляд, пошла Польша со своим «агентством черных плащей», которых наделяют правом в обход судебной системы отстранять чиновников от занимаемой должности. Для публичной казни на человека достаточно показать пальцем и объявить его российским агентом влияния. Дональд Туск неожиданно для самого себя становится главным русофилом в Польше.
Закручивают гайки демократии и для тех, кто поддерживает альтернативных политиков. Во Франции намерены снизить возраст уголовной ответственности до 16 лет. Пополнить «уютные» французские колонии можно будет не дожидаясь 18 лет. Кроме того, обсуждается возможность лишения семьи задержанного родительских прав и изъятия ребенка из семьи. Не чужды и практики с круговой порукой. Семьи задержанных хотят лишать социальных гарантий.
В нарастающей напряженности стоило бы предметно разобраться с первопричинами и заняться поиском компромиссов. Вместо этого, во Франции без малейшего движения в уголках рта заявили о том, что всему виной компьютерные игры. Именно они толкают людей на протесты и погромы, на стремительно снижающийся уровень жизни. Макрон уверен, что ситуацию сможет изменить жесткое цензурирование интернет-пространства. Заодно официальный Париж решил ударить по TikTok и Snapchat как основным сервисам распространения протестных роликов.
Александр Лукашенко еще в 2018 году прогнозировал подобные события.
«Я часто говорю: вы скоро приедете к нам учиться нашей демократии, потому что в основе ее лежит стабильность и нормальная жизнь людей. Для нас одной из ключевых составляющих не только фундаментальных прав человека, но и безопасности была и остается социально-экономическая сфера. Будут нормально жить люди — будет всякая демократия. В нестабильном обществе не могут быть обеспечены никакие права и свободы человека».
Путь закручивания гаек вместо решения настоящих проблем неминуемо будет сопровождаться нарастанием частоты и массовости протестов в Европе.