До 16 ноября нужно заплатить имущественные налоги. Что важно знать белорусам
С 2024 года в Беларуси действует единый имущественный платеж. Он объединяет три налога: на недвижимость, землю и транспорт. Теперь владельцам квартир, дач, земельных участков и автомобилей не нужно платить за каждый объект отдельно — налоговая служба рассчитывает общую сумму и направляет извещение. Кому необходимо заплатить имущественные налоги, кто может рассчитывать на льготы и как внести платеж в срок, пишет Белта.
Кто должен платить имущественные налоги
Налог на недвижимость уплачивают владельцы квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, машино-мест и других зданий и сооружений. В их числе — офисы, магазины и склады. Налог распространяется на объекты, которые принадлежат человеку по праву собственности или приобретены в лизинг.
Земельный налог начисляют на участки, полученные по наследству, находящиеся в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании. Налогом облагаются и самовольно занятые земельные участки.
Транспортный налог платят физические лица за автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные на них в ГАИ. Исключение — транспорт, выпущенный до 1992 года.
Кому положены льготы
Некоторые категории граждан полностью или частично освобождены от налогов. Условия зависят от статуса плательщика и вида имущества.
Многодетные семьи
Многодетные семьи освобождаются от налога на недвижимость в отношении имущества, которое не используется для предпринимательской деятельности. Льгота распространяется на все принадлежащие им квартиры, жилые дома, гаражи, дачи, машино-места и незавершенные капитальные строения.
Также от земельного налога освобождаются все участки, предназначенные для удовлетворения бытовых потребностей семьи.
По транспортному налогу предусмотрено снижение ставки на 50%.
Пенсионеры, люди с инвалидностью и другие категории
Льготы также предусмотрены для пенсионеров по возрасту, граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста с правом на его снижение, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних, недееспособных, военнослужащих срочной службы и граждан, проходящих альтернативную службу. В этот список входят и люди, на которых распространяется действие закона о ветеранах.

Для этих категорий предусмотрены льготы по налогу на недвижимость в отношении:
- одной квартиры;
- одного жилого дома;
- всех садовых домиков;
- всех гаражей и машино-мест;
- одного земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома;
- остальных земельных участков, предоставленных для целей, не связанных с предпринимательством.
При этом есть важный нюанс: если у человека несколько объектов одного вида, от налога освободят более дорогой. За более дешевый объект налог придется заплатить.
Ставка транспортного налога для этих категорий снижается на 50%, если у владельца есть действующее водительское удостоверение нужной категории.
Для инвалидов III группы предусмотрена отдельная льгота: ставка транспортного налога уменьшается на 25%.
Как узнать, сколько нужно заплатить
Извещения об уплате имущественного платежа направляли несколькими способами. Те, кто пользуется личным кабинетом плательщика и выбрал электронное получение документов, могли получить извещение в личном кабинете и на электронную почту.
Остальным извещения отправили обычной почтой до 1 октября 2026 года. Поэтому, если вы не получаете налоговые документы в электронном виде, стоит проверить почтовый ящик. Если извещение не пришло, сумму налога можно узнать самостоятельно:
- сформировать документ в личном кабинете плательщика;
- посмотреть извещение в мобильном приложении MNS Mobile — во вкладке «Извещения»;
- обратиться в налоговую инспекцию.

Как оплатить единый имущественный платеж
Заплатить налоги можно через ЕРИП. Для этого нужно последовательно выбрать:
«Платежи и переводы» → «Система „Расчет“ (ЕРИП)» → «Налоги» → свой город или район → ИМНС по месту регистрации → «Единый имущественный платеж».
Затем необходимо ввести УНП — учетный номер плательщика. Узнать его можно на сайте МНС с помощью электронного сервиса «Сведения из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц)» или посмотреть в предыдущем налоговом извещении.
Другие способы оплаты — через личный кабинет на сайте nalog.gov.by, в банке или на почте.
Когда нужно заплатить налоги
В 2026 году 15 ноября приходится на воскресенье, поэтому последний день уплаты имущественных налогов — 16 ноября.
Внести всю сумму сразу необязательно: платеж можно разделить на несколько частей. Главное — полностью рассчитаться с налоговой не позднее установленного срока.
Что будет, если не заплатить вовремя
Задолженность по имущественным налогам может привести к дополнительным расходам.
Если до конца года налоговые обязательства останутся неисполненными, а сумма долга превысит одну базовую величину, при расчете налогов за следующий год к начисленной сумме добавят еще 15% от неуплаченного налога за предыдущий год.
Рекомендуем