Смогут ли последние события изменить позицию Израиля по Украине?
В последнее время Израиль фактически оказался наедине с серьезной проблемой в сфере собственной безопасности: его территорию практически синхронно обстреливали с нескольких направлений (с территории Сирии, Ливана и сектора Газа).
Сложная ситуация еще больше усугубилась массовыми беспорядками в восточной части Иерусалима и на западном берегу реки Иордан, а также участившимися террористическими актами. Все эти трагические события различные политические силы Израиля так или иначе связывают с активизацией проиранских сил и группировок.
Основанием для подобного истолкования считают почти конспиративную встречу лидеров палестинских группировок «Исламский джихад» и «ХАМАС», которая прошла на прошлой неделе в Бейруте. Она была организована не без участия ливанской группировки «Хезболла», арабские и иранские СМИ также освещали телефонный разговор президентов Ирана и Сирии Эбрахима Раиси и Башара Асада.
Как сообщается, и одни, и другие обсудили слабость Израиля, назвав его в очередной раз «сионистским образованием», что давно характерно для риторики лидеров государств и группировок, не признающих само существование еврейского государства. При этом все эти люди приветствовали «многообещающее будущее сопротивления».
Сложившаяся для Израиля, прямо скажем, опасная ситуация, чреватая втягиванием в вооруженный конфликт на нескольких фронтах, ставит перед руководством страны несколько сложных альтернатив, прямо или косвенно связанных с украинско-российским конфликтом.
Известно, что Израиль оказывает Украине гуманитарную помощь, а после посещения Киева министром иностранных дел Израиля Эли Коэна в феврале этого года сообщалось о предоставлении Украине в течение трех-шести месяцев систем оповещения.
Но в связи с последними событиями руководство Израиля гипотетически может пересмотреть свои взгляды относительно поддержки Украины, ссылаясь на то, что Россия имеет традиционно тесные связи с недругами Израиля, прежде всего, — с Ираном и Сирией.
Это означает, что Москва может поставить Тегерану новые качественные системы вооружений, тем самым усилив его, что для Тель-Авива крайне нежелательно.
В ответ на действия России на фоне обстрелов израильской территории руководство Израиля может поддаться на непрекращающиеся требования со стороны американцев предоставить Украине летальное оружие.
Еще раз подчеркнем, что гипотетически. По той только причине, что Израилю одинаково невыгодно усиление его оппонентов на Ближнем Востоке и обострение отношений с Россией.
Причем, как первое, так и второе целиком и полностью зависит от самого официального Тель-Авива: отказав совместным просьбам-ультиматумам Киева и Вашингтона, Израиль полностью избежит рисков, связанных с военно-техническим сотрудничеством России и Ирана, а также не допустит ухудшения отношений с Москвой.
В российской же столице ситуацию последних недель на Ближнем Востоке справедливо связывают с рецидивом неразрешенных израильско-палестинских проблем, для решения которых необходим всеобъемлющий диалог между Израилем и Палестиной. И ничего менять не надо ни в отношении Москвы, ни в отношении Киева.