«Пьяный на дороге — инвалид или труп». Почему ГАИ не любит осень?
Как оказалось, любит. Так же, как и любую другую пору года. И если конкретно к осени у сотрудников Госавтоинспекции претензий нет, то к нарушителям Правил дорожного движения — имеются. В любое время года. И в любое время суток.
Третья не лишняя
Любой инспектор ГАИ вам скажет однозначно: в разное время года проблемы на дорогах свои, специфические. Летом — дети, не занятые в школе и кружках, без пристального контроля работающих родителей. Зимой — снег и гололед. Скажу честно, я, как водитель, осень тоже не очень люблю. Темнеет рано, дожди часто, люди в темной одежде, в капюшонах…
Третьей не лишней я присоединилась к экипажу ГАИ, дабы собственными глазами увидеть и прочувствовать все прелести несения службы инспекторами. А заодно и узнать, какие опасности подстерегают пешеходов и водителей на дорогах.
В октябре в 20.30 уже темно. Экипаж забирает меня на заправке под ярким электрическим освещением. Движение в Минском районе в это время очень интенсивное — и автомобилей, и пешеходов на улице много. Едем в Сеницу, будем смотреть, обозначают ли пешеходы себя фликерами.
Однако до места назначения доехать не успеваем, инспекторы замечают машину без номеров и включают маячки. Дмитрий Медведский, заместитель командира взвода ГАИ (сегодня он старший экипажа и за рулем), наспех объясняет: «Движение без номерных знаков запрещено, необходимо проверить документы на автомобиль», и вместе с напарником, тоже Дмитрием, быстро выходит из машины. Тут оговорюсь: парни вообще все делают очень быстро. У них все четко и слаженно: представились, проверили документы, если все в порядке — пожелали счастливого пути и снова внимание на дорогу. Останавливают не каждого, но собственные секреты «отбора» не раскрывают.
На дороге
Мотоцикл. Спортивный. Едет не быстро, видно, заметил маячки издалека. Документы проверены — в порядке, мотоциклист надевает шлем. Подхожу.
— Здравствуйте. Давно водите мотоцикл?
— Давно, лет семь уже, — улыбается молодой человек, — не новичок, не гоняю.
— Скажите, а инспектор был с вами вежлив? Может быть, какие-то лишние вопросы задавал?
— Нет, только по делу.
Буквально пять минут на одном месте — и отправляемся дальше, к железнодорожному переезду. Вдоль дороги замечаем парня и девушку. Одеты в темное, фликеров нет.
— Спешим на маршрутку, — поясняет девушка. Она очень недовольна появлением сотрудников, но особенно недовольна из-за меня с фотоаппаратом. — Не фотографируйте меня, я запрещаю! Вы не имеете права, это незаконно! — очень эмоционально продолжает она.
— Не волнуйтесь, пожалуйста, — пытается успокоить нарушительницу инспектор, — никто ничего противозаконного делать не будет. Согласны ли вы с нарушением?
Девушка нервно кивает, но инспектор настаивает: «Так согласны ли вы с нарушением?»
— Согласна, — громко отвечает девушка.
— Вам объявляется предупреждение, так как это первое ваше нарушение, — подытоживает Дмитрий, — в следующий раз будет штраф. Не нарушайте, осень ведь, темнеет рано. Берегите себя.
— Ой, маршрутка наша, — кричит девушка, указывая на проезжающий мимо пассажирский бус, — из-за вас опоздали!
Дмитрий Протас оборачивается — и вуаля: по взмаху волшебной полосатой палочки маршрутка останавливается рядом. Парень и девушка, даже не сказав спасибо, проходят в салон. Что ж, и так бывает. «Даже не поблагодарили», — говорю инспектору. Он пожимает плечами — мол, мы ко всему привыкли.
Второй инспектор ведет к служебной машине водителя БМВ. У того закончился срок действия водительского удостоверения, и он с удивлением выслушивает, что приравнивается к бесправнику.
— Да как же так! Всего лишь права закончились! Я и не помню, когда последний раз смотрел на них! С правами я, а не бесправник, просто срок у них вышел, но я не знал…
Инспектор терпеливо объясняет возбужденному водителю статью, в соответствии с которой он не прав, (читай: бесправник). И выписывает штраф, одновременно интересуясь, есть ли водительское удостоверение у супруги, которая ждет в авто, чтобы не буксировать автомобиль на штрафстоянку.
— Есть! Проверьте только, не вышел ли срок действия, — уже пытается шутить нарушитель, — вот был бы номер!
С водительским удостоверением девушки все хорошо, она садится за руль, и супруги, попрощавшись, уезжают. Мы уезжаем тоже.
В Беларуси за 10 лет в ДТП погибли более 6 тысяч человек.
Дисциплинированные
И дальше происходит удивительное. Приятно удивительное. За всю ночь с пятницы на субботу нашим очень и очень деятельным экипажем ГАИ не было остановлено ни одного нарушителя. Пешеходы были с фликерами, либо со светоотражающими вставками на одежде и обуви, водители все трезвые с правами, техосмотрами и страховками. И не то, чтобы я заскучала, нет… Я, честно, искренне порадовалась сознательности наших граждан.
— Дмитрий, вам нравится ваша работа? — спрашиваю у инспектора. У того, который капитан и который сегодня у нас главный.
— Всегда хотел работать в ГАИ и только в ГАИ, — отзывается он, — закончил юрфак, пришел, попросился. Взяли. Уже семь лет тут, заместитель командира взвода. Сложная работа, конечно, нюансов много всяких. У каждого командира и напарника есть чему поучиться: где-то мудрости, где-то исполнительности, где-то хорошим манерам, смелости тоже. Я свою первую машину, когда остановил, у меня голос дрожал. Водитель не слышал, что я ему говорю, переспросил несколько раз, а потом, улыбаясь, просто протянул документы. Напарник мне тогда здорово помог, многое брал на себя. Но все приходит с опытом, естественно. Эти семь лет даром не прошли.
А я вижу ведь, что не прошли даром. Ребята все дорожки-тропинки Минского района знают, как свои пять пальцев. Где нетрезвому можно объехать и не попасться, чтобы на заправке купить «добавки», где пешеходы между деревень бродить могут и без фликеров, и не совсем трезвые.
Такой случай
А ведь пьяный и без световозвращающих элементов пешеход в темноте — потенциальный инвалид, или того хуже — труп. История, рассказанная и наглядно продемонстрированная мне Дмитрием Викторовичем Шинелевым, начальником отдела дознания ГАИ при ГАИ УВД, тому подтверждение.
В начале октября световой день уже существенно меньше, чем в начале осени. А теплая погода в этом году задержалась подольше. Именно поэтому двум друзьям, назовем их Сашей и Пашей (имена изменены), ничего не мешало крепко выпить на свежем воздухе в лесочке после работы. И если Сашу после совместного употребления разум и память не покинули, то Паша ближе к ночи почувствовал себя неуязвимым и смело отправился домой в Заславль, идя прямо посередине полосы движения автомобилей. Кто-то из водителей каким-то чудом его заметил и пропустил, кто-то увернулся и уже остановился на «аварийке» на обочине звонить в 102. Но, к сожалению, не успел.
— Ехал домой с работы, было 8.30 вечера, — рассказывает осунувшийся от переживаний водитель. Парень до сих пор не может до конца прийти в себя, хотя происшествие случилось несколько дней назад. — Навстречу ехала фура, ослепила меня немного (все слова водителя подтверждает запись с видеорегистратора в его авто. — Авт.). Я буквально на секунду опустил глаза, поднял — темень, секунды две прошло, боковым зрением вижу что-то темное справа. Резко выкручиваю руль влево, благо не было встречных, но — удар! Зацепил правой частью машины. Сразу подумал, что животное сбил. Испугался, конечно. Заглушил, ручник, из машины выбежал — и едва не потерял сознание от ужаса. Человек! На дороге, без движения, без каких-либо признаков жизни лежал человек. В темной одежде, без фликеров, конечно. Живой, мертвый? Непонятно. Сбоку на обочине стоял второй, как потом оказалось, друг его. Люди останавливались, кто-то вызвал скорую, кто-то говорил мне, что все видел, записывал свой номер телефона.
Пострадавшего, но оставшегося в живых Пашу мы с Дмитрием Викторовичем, тем самым начальником отдела дознания, посетили в больнице. ЗЧМТ, переломы ребер, гематомы, ушибленные раны — это лишь немногие из диагнозов. Сам Паша лежит на боку и тихо стонет. Жалуется на непреходящую боль и потерю памяти.
— Ничего не помню, — утверждает парень, — ни что пил, ни где был, ни куда шел. Не помню вообще ничего, припоминаю только, что утром на работе был.
Желаем пострадавшему в ДТП скорейшего выздоровления, просим впредь быть осторожнее и покидаем больницу в полном молчании. Есть над чем подумать: еще вчера молодой и совершенно здоровый парень, алкоголь, и случилось то, что случилось… Безусловно, не одна неделя на больничном и не один месяц восстановления ждет его в дальнейшем.
Автомобиль, который сбил Пашу, — на штрафстоянке. Пользоваться им запрещено, назначена судебно- автотехническая экспертиза. Повреждена правая сторона, разбито лобовое стекло, зеркало.
— Сильный был удар, — отмечает Дмитрий Викторович, — но то машина — железо. А человек ведь хрупкий, много ли ему надо? Всем пешеходам об этом стоит помнить: машина крепче человека. Эх, как бы это в голову каждому вложить, с самого раннего детства. Чтобы родители, когда ребенок только говорить учится, постоянно твердили ему: нужно знать и соблюдать Правила дорожного движения. Мы ведь уже чего только не предпринимаем: и в школы ходим, и в сады даже, и пешеходам- нарушителям всем объясняем — обозначайте себя на дороге, особенно в темное время суток. А тут еще и пьяный. И шел прямо по полосе. Бинго, в общем. Хорошо хоть, жив остался. А ведь плохо в этой ситуации не только ему — водитель вон в себя прийти не может который день, машина разбита. И все — следствие глупой пьяной выходки.
И невозможно не согласиться с опытным сотрудником. Сколько он повидал — не на одну газету материалов наберется.
Экипаж везде
Я ведь в тот вечер дежурства с ГАИ тоже разбитый автомобиль с перепуганным водителем видела. Руки дрожали, говорить практически не мог. И в том ДТП пострадавший не выжил. Хорошо, что это был не человек, а огромная лосиха, внезапно выскочившая из лесного массива на проезжую часть, прямо в правый бок автомобиля такси. Хотя и лосиху, конечно, безмерно жалко.
А что же дневные дежурства ГАИ? Может быть, в светлое время суток инспекторы меньше пеняют на осень?
С экипажем, уже другим, я встретилась возле одной из школ в Минском районе в начале девятого утра.
— Поздно, — проворчал майор на пассажирском сиденье. — Нужно было вам раньше приезжать, столько нарушителей упустили.
Как выяснилось позже, это был Александр Машаракин, один из опытнейших инспекторов, мужчина очень галантный и с прекрасным чувством юмора.
— Не видели вы, как некоторые детей возят. Не то что без детского кресла — бывает по два на переднем сиденье. Представляете?
— Это сегодня такое было? — искренне изумляюсь я.
— Нет, но мы чего только не видели!
Верю вам на слово, товарищ майор. Уверена, каждый поработавший не один год сотрудник такого порассказать может…
— Сейчас едем видео с регистратора изымать по ДТП, — ставит меня в известность Артур Судник — старший лейтенант, второй инспектор моего экипажа. Он сегодня за рулем.
— Товарищ один машину подбил и с места аварии уехал, а проблема в том, что машина не на белорусском учете и виновник за границей уже, возможно. Потом в школу мы поедем, молодое поколение просвещать. Работа в школах у нас в обязательном порядке, ведь то, что можно предотвратить, — нужно обязательно предотвращать. Профилактика серьезная в стране проводится, мероприятий разных много проходит.
Как оказалось, процедура изъятия видео очень небыстрая. Особенно если автомобиль, попавший в ДТП, принадлежит юридическому лицу. Там и с начальником охраны согласовывать все нужно, и с директором.
Часа через полтора выдвигаемся в сторону школы, и по ходу движения узнаем, что наш экипаж сейчас будет проверять руководство ГАИ. Как оказалось, это дело обычное, такие проверки проводятся каждую смену. Начальство проверяет порядок в патрульных автомобилях, работают ли автомобильные и персональные видеорегистраторы, и другие важные аспекты несения службы. Результаты проверки фиксируются в личных служебных книжках инспекторов.
— В обложке у вас книжечка-то. Чтоб не истрепалась? — интересуюсь у стоящего рядом инспектора. Он, улыбаясь, кивает на коллег. Перевожу взгляд — у каждого книжечка в обложке. Любят порядок в ГАИ, аккуратность ценят.
После проверки все спешат на работу, у всех свои задачи: экипаж — на дорогу, экипаж — в школу, на ДТП. Мало ли дел у ГАИ?