От народного автомобиля к военной технике: Volkswagen возвращается к истокам

Пока в немецкой политике остается неопределенность с будущим курсом Германии, немецкий автопром сокращает продажу автомобилей на 50% и, соответственно, рабочие места. В случае дальнейшего сохранения политики санкций цены на энергоносители будут оставаться чуть ли не самыми высокими в мире, что делает немецкий автопром нерентабельным.
Компания Bosch, снабжающая комплектующими автопроизводителей по всему миру, также планирует новое сокращение рабочих мест. «Мы не сможем избежать дальнейших сокращений рабочих мест», — заявил генеральный директор компании Штефан Хартунг.
Но будущий канцлер Германии Фридрих Мерц на этом фоне все еще продолжает заявлять о необходимости сохранять «давление» на Россию вместе со странами ЕС и увеличивать военные расходы ФРГ. Точнее, давление через санкции он хочет сохранять на российские энергоносители, которые покупала Германия. Ну пусть остаются без нефти и газа, если он не понимает, что давить на поставщика ему особо нечем. Их «соковыжималка», переделанная из «старой шарманки нацистской пропаганды» прошлого века, может окончательно раздавить лишь экономику Германии.

Даже общий объем выработки электроэнергии в стране за 2024 год сократился еще на 3,6%. Причина — сокращение спроса на электричество из-за спада собственного производства и увеличение импорта. ФРГ не производит больше дешевого электричества за счет атомной энергии или дешевого российского газа после остановки своих трех последних АЭС еще в апреле 2023 года и прекращения поставок трубопроводного газа. Поэтому цены на немецкую электроэнергию теперь значительно выше, чем в той же соседней Франции с их атомной генерацией. Зеленая повестка только выкачала деньги из бюджета и оказалась провальной.
Жизнь в Германии становится все дороже, уже бастуют бюджетники, требуя повышения заработной платы, чтобы как-то выживать. Забастовка профсоюза работников сферы обслуживания авиасообщения затронула аэропорты Гамбурга, Бремена, Ганновера, Берлина, Дюссельдорфа, Дортмунда, Кельна/Бонна, Лейпцига/Галле, Штутгарта и Мюнхена. Но это никак не приземлило будущего канцлера, вынашивающего идею по увеличению военных расходов за счет дополнительных кредитов, обслуживание которых ляжет потом на федеральный бюджет.
ХДС/ХСС и СДПГ договорились срочно облегчить механизм «долгового тормоза» для затрат на оборону, но так как в новом составе Бундестага у них не будет конституционного большинства внести нужные для этого правки в Конституцию, они готовятся голосовать сейчас. Но неожиданно выступили против этого «зеленые», хоть они те еще милитаристы. «Тот, кто хочет, чтобы мы согласились на увеличение инвестиций, должен также показать, что речь действительно идет об увеличении инвестиций на защиту климата и в экономику этой страны. Это необходимо. Мы, конечно, не можем играть на деньги, и именно поэтому мы не согласимся на эти предложения», — заявила Катарина Дрёге, сопредседатель парламентской группы «зеленых» в Бундестаге.

Не то чтобы «зеленые» теперь были совсем против увеличения военных расходов или их на самом деле так волновал климат, они скорее таким образом начали торги за место для себя в новом правительстве, пользуясь тем, что будущего канцлера сроки поджимают. Блок ХДС/ХСС Фридриха Мерца получил 208 мест в парламенте и первоочередное право формировать правящую коалицию, но не получит самостоятельного большинства в Бундестаге. Ему для правящей коалиции нужно иметь 316 голосов в объединении с кем-то. Социал-демократическая партия Германии получила 120 мест, тогда как «зеленые» — лишь 85. Их теперь могут и не позвать в коалицию войны или дадут пару незначительных портфелей. ХДС/ХСС + СДПГ = 328 мест, этого достаточно для правящей коалиции, а с «зелеными» они все равно не будут иметь конституционного большинства в 2/3 голосов (328+85 = 413 при необходимых 420).
Партия Фридриха Мерца была вынуждена признать беспокойство «зеленых» и пообещала обсудить это, потому что еще старый состав Бундестага, где у них побольше мандатов, голосует по этим необходимым правительству войны правкам 18 марта. Потом шанса протащить нужный законопроект у него не будет вовсе. Но чтобы и в этом составе парламента старой вместе с новой властью получить необходимое большинство в две трети голосов, их будущая коалиция нуждается в голосах «зеленых». Придется что-то уступить.

А вот немецкие промышленники уже готовы осваивать еще не выделенные военные бюджеты на своих простаивающих производственных мощностях. Руководитель Volkswagen заявил, что рассматривает возможность участия концерна в производстве военной техники для ФРГ ввиду неопределенности будущего их заводов в Германии. По словам исполнительного директора Volkswagen Оливера Блюма, пока никаких переговоров не ведется, однако инициатива должна исходить от оборонной промышленности, которая ожидает увеличения военных расходов.
Из-за снижения экспорта автомобилей на 50% заводы немецкого автопрома не загружены полностью, что позволит им использовать свободные производственные мощности под производство военной техники. Концерн на данный момент сокращает десятки тысяч рабочих мест и планирует производить на сотни тысяч автомобилей в год меньше. Ранее в планах было к 2030 году сократить 35 тыс. рабочих мест.
Завод в Дрездене остается для концерна самым проблемным, уже с 2026 года там больше не будут производиться автомобили, к этому времени должна быть разработана альтернативная концепция: или загрузить, или закрыть производство.
Volkswagen управляет 10 крупными заводами в Германии, из которых шесть находятся в Нижней Саксонии, три — в Саксонии и один — в Гессене. На нем работают около 120 тысяч человек, и около половины из них — в Вольфсбурге, где находятся центральный офис и головной завод автоконцерна Volkswagen.

История немецкого концерна из Вольфсбурга началась в 1938 году, когда под личным контролем Гитлера там начали строительство первого завода Volkswagen. Однако начал завод производство не с «народного автомобиля», а с военной техники с применением рабского труда узников концлагерей. Поэтому к концу войны был почти полностью разрушен и потом восстановлен. На данном этапе, кроме автомобиля под брендом Volkswagen, авторство которого тоже приписывают фюреру, концерн выпускал на рынок такие марки, как Audi, SEAT, Škoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Scania, MAN и Navistar, а также мотоциклы Ducati. Теперь вот флагман немецкого автопрома снова собираются возвращать на военные рельсы. Надеемся, обойдутся на этот раз легальным трудом.
Но военно-промышленный комплекс США вряд ли будет долго терпеть нового конкурента и постарается лишить его заказов, на которые рассчитывают автопроизводители. Пока что основным требованием США для стран НАТО является обязательство тратить на оборону до 5% ВВП, но это с учетом того, что основные оборонные заказы пойдут к ним в Штаты. Если теперь 25-й в списке крупнейших мировых компаний за 2002 год концерн Volkswagen начнет с ними конкурировать на рынке военной техники, их лоббисты непременно найдут способ избавиться от такой конкуренции.

Президент США уже объявил о введении пошлин в размере 25% на автомобили и другие товары из ЕС, чтобы автоконцерны не думали, чем занять свободные площади в Европе, а переносили свое производство на территорию США. Военную технику, произведенную в Германии, концерн сможет продавать лишь на внутренний рынок своему правительству. В других странах ЕС уже есть производители военной техники со своей долей рынка.
К тому же репутация немецких танков Leopard уже была сильно подпорчена в Украине. Украина потеряла уже около 40 немецких танков, — сообщал еще в сентябре 2024 года Business Insider, а это почти все, которые к тому времени доехали до фронта. После провальной курской авантюры киевского главнокомандующего на поле боя тоже остается много немецкого металлолома.
Русофобия немецких элит реально запускает неотвратимые последствия в мозге. Казалось бы, несложно догадаться, что все проблемы сокращения немецкого производства в том, что Германия из-за войны в Украине и санкций лишилась доступных российских энергоресурсов и дешевого сырья. До начала никому не нужного конфликта немецкий автопром в прошлую каденцию Трампа рвал всех конкурентов на мировых рынках в том числе и в США. Чистая прибыль и активы компании Volkswagen по инерции еще росли вплоть до 2023 года, а затем наступили тяжелые времена, и пришлось задуматься о сокращении людей и мощностей.

Выход из проблемы там же, где и вход. Нужно понимать, что сделано не так, прежде чем браться за решение проблем, наступивших вследствие собственной глупости. Если ради продолжения войны до последнего украинца правительство ФРГ наступило на горло собственной экономике, нужно просто убирать причину этого давления, а не спускать «долговой тормоз», воруя собственное будущее, чтобы погружаться еще глубже на дно.
Прискорбно, что этого не понимают в ФРГ не только политические элиты, но и промышленники. Уже не однажды в своей истории Германия скатывалась до милитаризма, и ничем хорошим две мировые войны не закончилось в первую очередь для самих немцев.
Рекомендуем



