Меню

Звук мотора По-2 вселял страх в немцев. О летчике ночного бомбардировщика Михаиле Гуторове

Звук мотора По-2 вселял страх в немцев. О летчике ночного бомбардировщика Михаиле Гуторове

В историю Великой Отечественной войны прочно вписаны подвиги летчиц 588-го ночного легкобомбардировочного, ставшего 46-м гвардейским, авиационного полка. Сложно даже представить, какой великой отвагой и бесстрашием обладали наши девушки-летчицы, которые на протяжении четырех лет взлетали на боевые задания на легких фанерных самолетах, чтобы бороться за Родину с немецко-фашистскими захватчиками.

Но, отдавая честь нашим героиням, храня память о них, и возлагая к их памятникам и могилам цветы, нужно сказать добрые слова и в адрес мужчин, воевавших на фанерных По-2, тем более что они остались в тени тех, кто сражался в истребительных, бомбардировочных, пикирующих, штурмовых и торпедоносных авиационных полках. Ведь летчики ночной легкобомбардировочной авиации, в которой воевали мужчины, а это 69 полков (!), внесли достойный вклад в победу над врагом, и 40 из них, воевавших на По-2, были удостоено звания Героя Советского Союза.

Сегодняшнее повествование и посвящено одному из них — майору Михаилу Ивановичу Гуторову.

Из фронтовой биографии летчика Гуторова

На фронтах Великой Отечественной войны летчик Михаил Гуторов совершил 638 боевых вылетов. Большинство из них на тихоходном самолете ПО-2 — 616 боевых ночных (!) вылетов на бомбометание войск и коммуникаций противника, в том числе и боевые вылеты на связь и выгрузку боеприпасов к партизанам в тыл противника, на прикрытие самолетов-корректировщиков, и выполнение других, не менее важных боевых заданий.

И это на «самолетике», который стал настоящим ночным кошмаром для немцев. В первую очередь, по той причине, что эти самолеты были массовыми, зачастую немцы их называли «саранчой». Во-вторых, устрашали его ночные налеты: По-2 летел на очень низкой высоте, скрывался за складками местности. Хоть бомбовая нагрузка у него была небольшая, но зато он проводил частые «беспокоящие» налеты. Цель была даже не в том, чтобы поразить важный объект, а, чтобы не давать противнику сомкнуть глаз. «Небесный тихоход», «король ночного неба», «кофемолка», «швейная машинка» — какие только прозвища немцы не придумывали для По-2. Наши летчики наносили беспокоящие бомбовые удары по ближним тылам противника и его переднему краю, и постоянные налеты этих небольших бомбардировщиков подрывали боевой дух немецких частей.

Свой 616-й боевой вылет Михаил Гуторов совершил в небе Беларуси, в июле 1944 года, участвуя в белорусской стратегической наступательной операции под кодовым названием «Багратион». В этом боевом вылете Михаил Иванович был ранен в третий раз. А за выполненную внушительную боевую работу за 3 года войны: разрушил 99 оборонительных строений, повредил 5 вагонов, уничтожил 40 автомашин, вызвал 68 очагов пожаров и произвел 7 крупных взрывов, он был тогда представлен к званию Героя Советского Союза. Однако, по ряду причин, вполне вероятно из-за неказистости По-2, степень награждения Михаила Гуторова была понижена до ордена Ленина. А звания Героя Михаил Иванович был удостоен лишь после вторичного представления в последние дни Великой Отечественной войны, когда он воевал уже на истребителе Як-9, и имел на своем боевом счету сбитые вражеские самолеты.

Эпизоды боевого пути: от медали «За отвагу» до «Золотой звезды» Героя

Боевой путь летчика Михаила Гуторова начался в конце октября 1941 года в составе 702-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка, воевал он на фактически беззащитном самолете По-2.

И почти каждую ночь Михаил вылетал на выполнение боевых заданий, каждый раз рискуя жизнью.

В ночь со 2 на 3 февраля 1942 года в районе станции Панино его По-2 был обстрелян зенитной артиллерией врага, в результате чего был пробит бензобак, к счастью, не произошел пожар, лишь вытекал бензин, и Гуторов с трудом дотянул до своей территории и произвел посадку, сохранив самолет.

А в ночь с 11 на 12 февраля 1942 года Гуторов совершал вылет на бомбардировку противника в селе Быково, тогда при подходе к цели самолет был встречен огнем зениток и попал в лучи прожекторов. Несмотря на это, экипаж сбросил бомбы на цель, но осколками зенитных снарядов был убит штурман, сержант Петренко, самолет же начал дымить, а потом и гореть. Маневрируя в огне зениток, Гуторов сумел на горящем самолете перетянуть через линию фронта и приземлиться в районе наших передовых частей. При этом он получил сильные ожоги лица и рук, а при приземлении — еще и несколько ушибов и травм, и три месяца ему пришлось находиться на излечении в госпитале.

Вернулся Михаил Гуторов в родной полк в начале июня 1942 года, когда летчики, действовали на Гжатско-Вяземском направлении, и снова начались ночные вылеты на разведку и бомбометание.

В ночь с 1 на 2 августа 1942 года Гуторов выполнял боевое задание при низкой облачности. При возвращении на аэродром базирования, в районе станции Новодугино, самолет был обстрелян вражескими зенитками. Тогда снаряд попал в мотор, Гуторов с большим трудом посадил свой По-2 на территории врага, и они со штурманом, вооруженные пистолетами, гранатами и снятым с самолета пулеметом, стали пробираться к линии фронта. Дважды им пришлось вступать в бой с немецкими патрулями, к утру 3 февраля они добрались до линии фронта. Пролежав в кустах до следующей ночи, к счастью, благополучно минуя минные заграждения, летчики добрались до расположения 210-го стрелкового полка 82-й стрелковой дивизии, доставив командованию ценные разведданные о расположении огневых средств противника. За этот подвиг лейтенант Михаил Гуторов был награжден медалью «За отвагу», а в октябре 1942 года за успешную ночную боевую работу на Вяземском направлении и орденом Красного Знамени.

Михаил Иванович участвовал в разгроме окруженной немецкой группировки под Сталинградом, где совершил 60 боевых ночных вылетов. Уже за первые вылеты в район Лотошанки и Спартановки (окраина Сталинграда. — Прим. Авт.) лейтенант Гуторов был награжден второй медалью «За отвагу». Накануне же нашего контрнаступления им и его боевыми товарищами в этом же районе была выявлена вся система огня противника, построение его оборонительных рубежей. За добычу ценнейших разведданных лейтенант Гуторов был награжден вторым орденом Красного Знамени, а его 702-й легкобомбардировочный авиаполк был преобразован в 44-й гвардейский.

В мае 1943 года полк получил задание бомбить железнодорожную станцию Змеевка Орловской области и находившиеся на ней вражеские эшелоны. Экипаж Михаила Ивановича должен был освещать позиции противника в целях успешной бомбардировки экипажами однополчан. При подходе к станции самолет был пойман лучами 9 прожекторов, и зенитные орудия врага открыли по нему сильный заградительный огонь. Проявляя исключительное мужество, и сознавая ответственность лежащей на нем задачи, Михаил Гуторов в течение 5 минут находился в лучах прожекторов под сильным обстрелом, но от станции не уходил, продолжая сбрасывать светящиеся бомбы, что позволило боевым товарищам успешно выполнить поставленное задание.

В июне 1943 года Михаил Гуторов получил сквозное пулевое ранение в ногу, но благополучно привел свой самолет на аэродром и мастерски произвел посадку.

Осенью 1943 года, когда войска Центрального фронта зашли уже на территорию Беларуси, где действовало много партизанских отрядов и соединений, нужно было доставлять грузы партизанам. До июня 1944 года Гуторов совершил порядка 50 вылетов к партизанам в районы Мозыря, Бобруйска, Кличева, Любани, озера Червоного. 7 раз «возил» он офицеров оперативного отдела штаба Центрального, а затем и Белорусского фронтов в район дислокации Мозырского партизанского соединения. За эти боевые вылеты гвардии капитан Гуторов был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Пока Гуторов лечился в медсанбате после своего третьего ранения в небе Беларуси, в 16-й воздушной армии был сформирован 98-й отдельный разведывательно-корректировочный авиаполк, на вооружении которого были самолеты разных типов от По-2 до Ил-2, Пе-2 и Яков. И по возвращении в боевой строй, гвардии капитан Гуторов был зачислен в этот полк, а к ноябрю 1944 года, за короткое время, Михаил Иванович успешно освоил пилотирование истребителем Як-9 и был назначен заместителем командира эскадрильи.

В 1945 году Михаил Гуторов участвовал в Висло-Одерской и Берлинской операциях, совершил 22 боевых вылета на сопровождение самолетов-корректировщиков, но уже на истребителе Як-9. В январе в районе Варшавы в воздушном бою он сбил один «мессершмитт», а при прикрытии корректировщиков огня нашей артиллерии, обстреливавшей наступающие на Кюстринский плацдарм гитлеровские войска, в феврале 1945 года Гуторов сбил 2 вражеских истребителя. А еще 3 самолета противника упали на землю после его точных очередей в марте-апреле 1945 года. За отличие в этих боях гвардии капитан Гуторов был награжден орденом Александра Невского. А за боевую деятельность на протяжении всей Великой Отечественной войны, отлично выполненные задания командования, большой урон, нанесенный врагу в боевых вылетах, майор Михаил Иванович Гуторов во второй раз был представлен к званию Героя Советского Союза.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему этого высокого звания Родины состоялся уже после окончания Великой Отечественной войны —15 мая 1946 года, когда гвардии майор Михаил Гуторов снова вернулся служить в родной 44-й гвардейский авиаполк ночных бомбардировщиков.

Их подвиг бессмертен

20 января 2015 года на здании муниципального общеобразовательного учреждения «Полевский лицей», что в поселке Верхнее Гуторово Курской области Российской Федерации, была открыта памятная доска, бывшему ученику, Герою Советского Союза летчику Гуторову Михаилу Ивановичу.

А в моей в памяти возникли такие слова песни Владимира Высоцкого:

Мы взлетали как утки с раскисших полей:

Двадцать вылетов в сутки — куда веселей!

…Возвращались тайком — без приборов, впотьмах,

В фюзеляже пробоины, в плоскости — дырки.

…До сих пор это нервы щекочет, —

Но садились мы, набок кренясь.

Нам казалось — машина не хочет

И не может работать на нас.

…Если будет полет этот прожит —

Нас обоих не спишут в запас.

Кто сказал, что машина не может

И не хочет работать на нас?

Подчеркну, что действительно, боевой счет летчиков ночных легкобомбардировочных полков впечатляет даже в масштабах всей воздушной битвы Великой Отечественной войны: к началу 1944 года многие из них имели по 500 и более боевых вылетов. Невиданной была и интенсивность боевой работы, вот только один пример: во время Сталинградской битвы, в период с 1 сентября по 31 декабря 1942 года, то есть всего за три месяца боевой работы, штурман По-2 И. А. Щедрин из 596-го легкобомбардировочного ночного полка совершил 400 боевых вылетов!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59