Что происходит с такси в Беларуси? Хитрые схемы от водителей и мнения пассажиров
В Беларуси рынок такси оказался на пороге серьезных изменений. Новые правила лицензирования, введенные для упорядочивания сферы, вызвали неоднозначную реакцию среди водителей и пассажиров. Некоторые таксисты ищут обходные пути, чтобы сохранить доходы, и одна из таких схем — работа через сервис «Яндекс-доставка». Что думают о новой схеме перевозок водители и сами пассажиры, узнавала корреспондент «МП».
Что изменилось в такси?
Новое законодательство обязывает таксистов лицензироваться, на бумаге это выглядит как забота о пассажирах и прозрачности бизнеса. Но некоторые водители возмущены:
— Для получения лицензии нужно заплатить не только за оформление, но и регулярно обновлять документы, — рассказывает водитель с пятилетним стажем из Минска Александр.
Особенно болезненно это ударило по водителям, работающим на полставки или просто подрабатывающим в свободное время. Многие из них столкнулись с выбором: либо полностью соответствовать новым требованиям, либо искать обходные пути.
«Грузовая» доставка, или Как пассажир становится посылкой
Одной из самых популярных схем, позволяющих обойти законодательство, стало использование сервиса доставки. Формально — это перевозка грузов, что не требует лицензирования и всех других бюрократических процедур. Однако хитрые таксисты стали использовать эту функцию для перевозки людей.
Как это работает? Все просто. Клиент оформляет заказ через приложение в разделе «Доставка» и указывает адреса отправления и назначения. Вместо посылки водитель приезжает за пассажиром. Расчет производится либо через приложение, либо наличными.
Мы пообщались с девушкой, которая поделилась своим опытом поездки в такси с курьером:
— Однажды вызвала машину через «Доставку», думала, будет проще. Но водитель начал жаловаться, что это невыгодно, и половину дороги пытался найти способ «отменить» заказ. Я почувствовала себя неудобно, как будто пользуюсь чем-то запрещенным. Это меня удивило, потому что первый раз, когда я попробовала это схему, а попробовала я только из-за того, что время ожидание обычного такси было 18 минут, а доставка три минуты, то конечно же захотелось сократить время. В тот момент водитель-курьер был и рад принять заказ. Он говорил: «Так работать проще. Официально я не перевожу людей, а доставляю «груз». К тому же платформа не спрашивает лицензию или чек, как в обычном заказе».
Тестируем новую схему
Ехать с курьером, мы, конечно же не планируем, в целях свой же безопасности, но проверить, работает ли это схема все-таки стоит. Заказываем такси и предварительно спрашиваем у водителя-курьера, отвезет ли он человека. Ответы разделились.
Решили также еще одному из водителей позвонить, тот был согласен, но только за оплату наличными. Есть ли в этом коммерческая выгода? Скорее да, нежели нет.
Риски для пассажиров
Для пассажиров такие схемы кажутся чем-то вроде «лайфхака»: вызвать машину через «доставку» можно даже дешевле, чем через обычное такси. Но у этой медали есть и обратная сторона. В первую очередь, это отсутствие страховки. В случае аварии «Яндекс» формально не несет ответственности за пассажиров, ведь их официально в машине быть не должно. При таких заказах нет гарантий, что водитель проверен агрегатором, как это делается для обычных поездок.
Среди пользователей есть и те, кто рад нововведениям:
— Я бы хотела отметить, что я очень рада новым правилам для таксистов. В последнее время в такси работали люди, которые, во-первых, и языка нашего толком не знают, во-вторых, водят совсем небезопасно, и в-третьих, не хорошие машины приезжают, а сарай на колесиках. Да, я была долгое время возмущена, когда в такси начали работать все, кому не лень. Автомобили в ужасном состоянии, в салоне грязно, даже когда вызываешь «комфорт», там не всегда было приятно сидеть.
«Доходы упали почти на 40%»
Среди водителей мнения разделились. Для одних такие схемы стали спасением, для других — временной мерой в условиях неопределенности.
— Работаю по правилам уже второй месяц. Да, сложно, но я хочу быть спокойным. Если остановят на дороге, у меня все документы в порядке, — говорит один из водителей такси в Минске.
Но большинство водителей признаются, что работа в обход закона остается единственным выходом, чтобы заработать хотя бы на топливо и аренду машины.
— С новыми правилами доходы упали почти на 40%. Если так пойдет дальше, многие просто уйдут из такси. Уже сейчас друзья начали искать другую работу, — делится мнением водитель Алексей.
А пока рынок адаптируется, пассажирам остается выбирать между легальным такси, работой по «Доставке» или даже возвращением к старым добрым частникам. Главное, помнить: за удобство и низкие цены иногда приходится платить собственной безопасностью.