От подиума до тюрьмы. Чем опасна карьера модели в Китае
Листаю недавно ленту TikTok и вижу, что все больше и больше в рекомендациях стали появляться девочки из стран СНГ, уехавшие покорять модельный бизнес Поднебесной. С одной стороны, в этом нет ничего нового, но с другой… Мало кто знает про обратную сторону этой, казалось бы, блестящей медали.
Такая же профессия, как и другие
Начнем с того, что я не ханжа и считаю, что модельный бизнес — работа, которая также сопряжена со многими сложностями и требует от претендента определенных физических и интеллектуальных способностей, а порой и жертв. Особенно в Китае.
Прорваться к звездам в этой среде чрезвычайно тяжело из-за высокой конкуренции, предвзятости и субъективных оценок. Тем не менее до сих пор множество ребят по всему миру мечтают занять на подиуме свое место, а если повезет, то и стать лицом бренда премиального сегмента. Люди видят в этом прямой путь к славе, успеху и богатству. И вот в Китае как раз-таки огромное количество возможностей для реализации своей мечты.
Ни для кого не секрет, что европейская внешность, большие глаза и светлая кожа в Китае крайне популярны. Если вы соответствуете этому критерию — добро пожаловать в моделинг Азии! Причем то, что вы «слегка» не 90/60/90, никого не смутит. Если что, пойдете в модели +size, которые все больше и больше становятся популярными. А коль ростом не вышли, тоже не беда: станете фото-/видеомоделью для рекламы. Конечно, у китайцев тоже есть свои стандарты красоты, о которых я говорила ранее. Например, ни в коем случае вам не стоит комплексовать из-за своего высокого носа с горбинкой. В Китае, наоборот, все стремятся к этому стандарту! А вот загар категорически противопоказан. Черные волосы тоже недолюбливают. В общем, чтобы привлечь внимание вы должны кардинально отличаться.
Попасть на контракт с китайцами можно через посредника — отечественное модельное агентство (где велик шанс не пройти отбор из-за чрезмерно строгих стандартов) либо напрямую связавшись с китайским агентством, после чего вы получаете приглашение на работу. В этом случае обеспечена юридическая защита. В контракте строго будет оговорен характер и объем работы, условия проживания, зарплата и т. д.
Условия не сахар
Тем не менее потенциальной модели следует учитывать, что работать она будет, образно выражаясь, как раб на галерах, а заказчики станут к ней относиться в большинстве своем как к манекену, не более того.
Русскоязычных моделей в Поднебесной больше, чем во всем мире.
А теперь начистоту. Моделей, которые работают в Китае официально и с соблюдением всей бюрократии, гораздо меньше, чем тех, кто делает это нелегально. Вот о последних сейчас и поговорим.
У меня есть пример — моя однокурсница. Условно назовем ее Верой. Она еще до начала пандемии коронавируса поехала по университетской программе обмена в китайский город Кайфын на год: учить китайский язык, познавать культуру, путешествовать (и вот это вот все, что обычно обещают организаторы).
По приезде ее ждал неприятный сюрприз: белорусские карты в Китае не работают от слова «совсем» из-за системы «Золотой щит». Платежи UnionРay тогда только-только начинали развиваться и далеко не везде такие карты выпускались, впрочем, как и сейчас. Приехавшим студентам это не добавило радостных эмоций, благо наличка с собой на первое время была. Когда же вопрос с денежными переводами удалось решить, белорусы поняли, что стипендии, несмотря на все плюшки от принимающей стороны, на жизнь все равно не хватает. И тогда они задумались: а может, найти работу? Но тут выяснилось, что для трудоустройства в Китае (на тот момент) нужна рабочая виза. Не студенческая, не семейная, а именно рабочая. Это сейчас после долгих колебаний правительство официально разрешило студентам-иностранцам подрабатывать. А еще в 2019-м это было под запретом.
«Незаконные куклы»
Но девочки решили не отступать. Верина нестандартная внешность (блондинка) моментально привлекла рекрутеров из китайского модельного агентства, и те предложили ей работу — рекламировать платья. Без договора, разумеется. Оплата по факту съемок. Платили очень даже хорошо. За полгода работы Вера накопила на поездку на Бали. Однако, как она подчеркивает, ее зарплата была гораздо меньше той, что получают официальные модели. А предъявить что-то нанимателю, естественно, невозможно.
Русских студенток набирают в модели, как правило, лишь потому, что они «дешевле». К тому же, работая без договора, ты прилично рискуешь. Например, если бы полиция или руководство университета заинтересовались внеучебной деятельностью Веры, та в лучшем случае отделалась бы депортацией и крупным штрафом. И не забывайте, что при жесткой эксплуатации модели на помощь закона рассчитывать не приходится. Девушке повезло, что в ее случае все обошлось. Но в интернете полно историй о том, как попавших к непорядочным работодателям девушек жестоко эксплуатировали. В результате у них возникали серьезные проблемы со здоровьем — как в физическом, так и психическом плане.
Доход модели и ее занятость китайские модельные агентства не волнуют. Даже если у девушки будет одна съемка за месяц, им все равно.
Что приходится испытывать неофициально трудоустроенной модели? Работа свыше 14 часов на жаре либо холоде, никаких гарантий оплаты труда, наплевательское отношение к безопасности, попытки «продажи» девушки в качестве хостес для КТВ (китайский караоке) низшего уровня и т. д.
Одна из моделей, Полина Бойд, в интервью для сайта рассказала о том, что фотограф и менеджер даже запрещали ей на съемках летом, в 30-градусную жару, пить воду, так как им казалось, что от этого у девушки округлялся живот. В результате она несколько раз падала в обморок. С едой та же история. Некоторые заказчики требовали экстремальной худобы. Нянчиться с «незаконными куклами» никто не будет.
Известно, что 14-летняя модель Влада Дзюба умерла от истощения из-за страшного графика работы.
Жизнь в опасности
А если освещать темную сторону, то хотелось бы отметить, что многие интернет-объявления о наборе моделей в Китай — ничто иное, как ловушка сутенеров. Ехала на подиум — попала в бордель… Запомните, ни одно уважающее себя заведение, будь то КТВ высокого уровня или официальное модельное агентство, не возьмет на работу девочку без рабочей визы и документов. С этим в Китае очень строго.
Также надо быть готовым к тому, что к моделям в Китае несколько предвзятое отношение. Подобное может вылиться в серьезную проблему, как это произошло с украинкой Дарьей Бульбой, внезапно пропавшей в Шанхае в 2016 году. Не буду пересказывать историю в подробностях, вся информация есть в интернете. Суть в том, что, когда девушка пропала, ее близкие, с которыми она постоянно была на связи, оперативно обратились в полицию, но там не проявили особого энтузиазма в поиске. Кто-то даже предположил, что девушка не модель, а проститутка (весьма распространенный стереотип в Китае), поэтому искать ее нечего. Мол, наверняка где-то развлекается с клиентами. И это утверждалось, несмотря на тот факт что Дарья была официальным лицом шанхайского агентства моделей BYS Model Agency.
В ярости родители Дарьи надавили на посольство Украины в Китае — только после этого следствию был дан ход. Спустя некоторое время удалось установить, что модель похитили. И все на этом. Где она, жива ли, здорова — никого не интересует. Следствие заморожено, а полиция выдвигает противоречивые версии. По слухам Дарья была продана в сексуальное рабство человеку восточной национальности либо утонула.
Вывод прост: моделинг — дело крайне рискованное. Нужно сотню раз подумать, прежде чем соглашаться на это предприятие. Если уж решились — оформляйте все официально. А то проблем не оберетесь.
Факты:
- На одну съемку претендуют 300-500 моделей.
- Кроме того, здесь огромное количество очень молоденьких моделей. Сюда едут и 13–14-летние девочки. А для азиатов чем моложе модель, тем она считается красивее.