Меню

Развитие и перспективы Белкоопсоюза — разбирались, как реанимировать организацию

магазины село
Фото: из архива «Минской правды»

Если внимательно проштудировать прошлогоднюю подшивку «Минской правды», нетрудно заметить, что одной из ключевых тем, к которой редакция регулярно, раз за разом, возвращалась на протяжении года, была отечественная «Белпотребкооперация»…

То есть в наш редакционный тематический ТОП-5 потребкооперация однозначно вошла.

В отличие от других изданий, корреспонденты которых покидают пределы городов «на мероприятия» с участием должностных лиц, журналисты «МП» мотаются по регионам (чаще — уточним — по Минской области) не только в рамках «мероприятий», но и сами по себе. По зову, так сказать, сердца. И по зову людей. Именно поэтому мы, как никто другой в стране, знаем реальные проблемы, с которыми сталкивается в повседневной деятельности потребсоюз.

И вердикт наш организации был где-то посередке между «пациент, скорее жив, чем мертв» и «пациент скорее мертв, чем жив». Но это в меньшей степени влияло на торговое обслуживание населения: есть еще и другие магазины, не относящиеся к системе потребкооперации.

Вчера в Минске прошло собрание представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ, в котором принял участие Александр Лукашенко. Он распорядился в буквальном смысле реанимировать организацию. При этом, как выяснилось, Президент знает реальную картину «потребсоюзных» проблем, а не по «отчетам коопсоюза».

Организация сохранилась

В отличие от всех постсоветских стран Беларусь оказалась единственным государством, где потребительская кооперация со времен СССР сохранилась. Даже в России в свое время от нее отказались, но вот уже на протяжении почти шести лет пытаются вновь возродить. Получается — не особо. Можно сказать и другими словами: если где-то пытаются восстановить потерянное, значит, то, отчего отказались, было — правильным. Зря отдавали на откуп частникам, потому что последние никогда «социальными обязательствами» себя не обременяли. В какой бы стране это ни происходило. Для частника главное — прибыль. Ехать за тридевять земель ради десятка-другого покупателей — себе дороже. И когда к народу забывают дорогу почтовики, коммунальники, энергетики, потребкооперация и прочие, — этот самый народ начинает перебираться в города. А огромные территории превращаются в безлюдные пространства. Вот когда люди прекращают держаться за «родны кут» — и начинают исчезать государства. В общем, «потерять такую уникальную структуру, как Белкоопсоюз, мы не имеем права… мы должны заставить ее работать» (А. Лукашенко). Лучше не скажешь.

магазины село

Отсутствие частно-государственного партнерства

Нынешние реалии с потребкооперацией возникли не мгновенно. Они формировались из года в год, и зачастую — не сами по себе. Проблемы создавались конкретными людьми. Как только в регионе давали добро на открытие в населенном пункте объектов сетевых гигантов, приговаривали магазин потребкооперации в том же населенном пункте к смерти. В прямом смысле вбивая в его гроб очередной гвоздь. Потому что есть сомнения, что как-то и чем-то социальным обременяют сетевиков на местах, к примеру, гонять свои кунги по малонаселенным деревням. А слова про «честную конкуренцию» между частником, не связанным никакими обязательствами, и государственником, у которого обязательства, которые тянут экономику в минус, — все это миф в глаза обывателям, дабы оправдать свои действия. «Почему так сложилось, что в городах на пятаке по пять магазинов трутся друг о друга, а в деревню никто не едет?» (А. Лукашенко).

магазины село

Местное неизвестное

Если обратить внимание на ассортимент ритейла частного бизнеса, доля отечественной продукции там не будет превышать 20%, а в корзине потребкооперации доля доходит до 90%. Но говорить в этой связи о рабочих местах и налогах, кажется, нет смысла. Потому как положительно на общей картине все это никак не сказывается. Причина — в непрекращающемся падении розничного товарооборота как в самой системе потребкооперации, так и в ее доле в общем розничном товарообороте. «В 2010 году доля потребкооперации в общем объеме розничного товарооборота была 12%, в 2020 — около 4%, в 2023 году — менее 3%» (А. Лукашенко).

Вспомогательная деятельность

Вспомогательные направления потребкооперации — заготовка ягод/грибов, убойные цеха, производство мясной продукции, пушнины и пр. — все это должно быть хорошим подспорьем в общехозяйственной деятельности такой большой организационной структуры, как потребкооперация. Но «собственной заготовки» в ассортименте «собственных магазинов», как выясняется, неподобающе мало; небольшой рост зафиксирован лишь в отношении соков и плодоовощных консервов. Что же касается такого направления, как производство пушнины, то на экспорт она идет, как правило, в виде сырья, а не готовой продукции. При этом, импорт в страну меховых изделий, сопоставим (в долларовом эквиваленте) с экспортом пушного сырья. И получается, что «вся добавленная стоимость отдана кому-то, а не оставлена себе; торговать следует не сырьем, а готовыми изделиями» (А. Лукашенко). Вопрос этот далеко не праздный, так как рентабельные направления деятельности потребкооперации обычно компенсируют убыточную на других направлениях.

Подобные примеры можно было бы продолжать и дальше. Но мы лучше подытожим.

магазины село

Выступление Президента на общем собрании представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ нетрудно трансформировать в самую настоящую программу развития отрасли. Практически каждый тезис Александра Григорьевича легко можно превратить в ее отдельный пункт («потребкооперация должна стать бизнес-хабом для всего белорусского»; «в глубинке у людей должна быть качественная замена стационарному магазину»; «необходимо активно развивать собственные бренды общественного питания»; «требуется расширять сеть приемных пунктов сельхозпродукции у населения» и т.д. и т.п.). Даже такие нюансы в речи главы государства, как, к примеру, объединение логистических маршрутов различных отраслевых структур, выглядят шедеврально! Ведь одни только автолавки потребкооперации за год накручивают по стране под 130 (!) миллионов километров, на что тратят тысячи и тысячи тонн топлива. При этом по тем же маршрутам затем развозится почта, лекарства и многое другое…

магазины село

В общем, проблемы отрасли — известны (а это уже, считай, половина дела), пути решения этих проблем — тоже известны. Дело за малым — решить. Даже небольшие сдвиги в лучшую сторону (снижение чистого убытка, просроченной задолженности по банковским кредитам, рост розничного товарооборота и др.) будут служить тригером: мы на правильном пути!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59