24°
Меню

Как часто посетители оставляют чаевые — рассказала официантка

милана алеся
Фото: Предоставлены героиней и свободный доступ

Как часто вы оставляете чаевые в заведениях? Старшее поколение считает, что «это работа официанта, и за нее заплатит работодатель». Молодежь на этот вопрос смотрит иначе: из чувства солидарности к ровесникам часто поощряют их хотя бы парой монет. Как получить больше чаевых, какие существуют особенности обслуживания клиентов и в чем проявляются изъяны работы — рассказала «Минской правде» официант столичного ресторана.

На западе, в особенности США, чаевые — уже целый культурный пласт. Например, поощрив официанта суммой в 10% от заказа, скорее всего, на вас либо косо посмотрят, либо засмеют. Что уже говорить о стародавнем методе плевка в кофе… За рубежом, чтобы тебе не нахамили и качественно обслужили, надо быть готовым оставить чаевые в размере 20 — 25% от стоимости заказа!

Отзеркалим ситуацию на Беларусь: вы заказали на Немиге кофе за 8 рублей и, допустим, решили взять пирожное за 7 рублей. Итоговый чек получился в 15 рублей. И после приятного перекуса, расслабившись и передохнув, вам к получившемуся чеку необходимо добавить 3,75 руб. Сумма небольшая, но, если брать относительно стоимости заказа, то весьма внушительная.

Сложившуюся в Америке систему чаевых оправдывает лишь то, что символическая благодарность покупателя — единственный заработок официанта. Как правило, работодатели либо не платят заработную плату сотрудникам, либо отчисляют сущие копейки.

И такое в США везде и всюду, причем, порой, доходит до абсурда. К примеру, у одного блогера, который часто путешествует по миру, заметили пост в Телеграм-канале касательно американских магазинов. Мол, зашел купить бутылку воды, продавцов нет, сам все взял, пробил и заплатил — автомат требует чаевые в размере $1, причем сам товар стоил $2… Кого благодаришь за обслуживание? За что, если все сделал сам?       

Виноваты англичане

Есть несколько версий происхождения чаевых. Первая гласит, что в XVII веке в чайных салонах Англии оставляли специальную коробочку. Когда клиент кидал монету, и происходил мгновенный звон, то предполагалось, что он просит более быстрого обслуживания.

По второй версии, в XVI веке в Англии существовало понятие «to tip». В криминальном жаргоне тех времен это означало отдать часть добычи подельнику.

Когда же культура Британии стала образцом для Европы, традиция чаевых появилась в других странах и, соответственно, колониях англичан. В той же России тех времен работники трактиров не получали зарплату, а жили исключительно на чаевые. Труд был тяжелым, молодые ребята (13 — 16 лет) работали по 16 часов в день, а затем оставались и ночевали прямиком в залах. Из-за таких ужасных условий труда людям было не жалко озолотить молодых парней парочкой монет.

Любят ли наши люди оставлять чаевые?

Если взять опыт России, то там ситуация аналогична нашей. По опросу ВЦИОМ, в 2022 году 26% населения регулярно оставляли чаевые — на тот момент это был исторический максимум.  

По более свежим данным, от исследовательского центра Superjob, уже около трех четвертей россиян (74%) оставляют чаевые в кафе и ресторанах, причем 32% делают это на постоянной основе.

Давать чаевые принято не только официантам. Так, по данным все того же Superjob, в такси хотя бы иногда дают на чай 61% опрошенных, курьерам — 44%, в отелях — 33%, на заправках/автомойках — 32%.

Конкретно по Беларуси подобных социологических опросов нет. Но, уверен, у каждого есть хотя бы один знакомый, немного отработавший в сфере обслуживания. Например, мой знакомый, около полугода работал в китайском заведении в Минске. В культуре Поднебесной отношение к чаевым такое, как и у нас, потому никто из официантов особо не ждал материальной похвалы за обслуживание. Но, раз на раз не приходится. Если в заведение заходили на вид богатые люди, то они могли запросто накинуть и 50 рублей за обслуживание.  

Как бы то ни было, сколько бы люди не давали «на чай», тенденция к уважению обслуживающего персонала в наших странах видна налицо. Об этом говорит не только социология, но и Алеся Гридюшко, официант столичного ресторана, которая уже около полугода набивает руку в сфере обслуживания:

— Сейчас я учусь на третьем курсе БГЭУ, по специальности «психология». Потому, это скорее временная подработка, чем долгосрочная занятость. Взяли без каких-либо проблем, несмотря на учебу и первое место работы. Единственным требованием был испытательный срок.   

Как признается Алеся, многие знания по психологии, полученные в университете, сейчас хорошо помогают в работе.

— На лекционных и тем более практических занятиях нам часто рассказывают о том, как правильно общаться с тем или иным типом личности. Более того, если человек впервые пришел в наше заведение, то он может попросить помощи в выборе блюда. Естественно, до гостя нужно все донести доступным и простым языком. Психологическое понимание гостя и то, что ему нужно в моменте — неотъемлемый аспект в работе официанта.

Однако, бывают рабочие моменты, когда, к сожалению, психология бессильна и приходится прибегать к помощи администратора.

— Основной контингент нашего заведения — это семейные пары, молодежь и пожилые люди — в общем, тишь да гладь. Но изредка бывают моменты, когда приходят либо неуравновешенные люди, либо подвыпившие… Тогда у персонала ресторана начинается серьезный квест. Впрочем, за более чем полгода, как я здесь работаю, эксцессов ни разу не случалось.

Что касается чаевых, то здесь многое зависит от подхода к клиенту, улыбок, а где-то, возможно, и комплимента, уверена Алеся.

цветы
Бывают чаевые не только купюрами, но и шикарным букетом цветов

— Клиент должен быть полностью обласкан. Начиная посадкой за стол, манерой речи и своевременного предложения ознакомиться с меню, заканчивая предоставлением счета и сдачи. Тут, на самом деле, очень много нюансов и деталей. Но, к сожалению, даже самое старательное и вежливое обслуживание клиента не гарантирует, что вам дадут чаевые.

Также, как считает официантка, размер чаевых зависит от профессионального опыта сотрудника. Когда ты только приходишь в сферу обслуживания, будучи робким и безынициативным, — «на чай» дают меньше.

Своих доходов Алеся не считает. Что-то идет из оклада, другая часть — из чаевых. Причем, как часто бывает, вторая часть значительно перевешивает первую. Своим лучшим месяцем официантка называет июль: лето, каникулы, можно было поработать больше, чем обычно. Тогда, за 230 отработанных часов в месяц, плюс чаевые, Алеся заработала чуть больше 3 тыс. бел. руб. Своим успехом она довольна и считает, что даже несмотря на учебу, пока есть относительно беззаботное время, надо экспериментировать с работой и искать ту сферу, которая в дальнейшем будет приносить не только доход, но и положительные эмоции.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59