Меню

Плачем, но читаем региональные госмедиа: разбираем слитый соцопрос «лаборатории Вардомацкого»

НКО в Польше

Есть такая байка про физиолога Павлова. Когда тот приехал за Нобелевкой в Швецию, то заказал себе коней и карету. Шведы удивились, но смогли найти только лошадей из цирка, которые упорно бегали по кругу, потому что так привыкли. Павлов же ухмылялся в бороду: вот так рефлексы и работают.

Примерно то же самое на днях произошло со слитым отчетом «аналитической лаборатории Вардомацкого» (название НКО в Варшаве). В секретном отчете они подробно разобрали работу эмигрантских СМИ, которые бегают по кругу, потому что по-другому бегать не умеют. А чтобы оправдать существующее положение дел, был склепан отчет (как установили, на 3/4 из мнений вымышленных людей – типа «бизнесмена из Минска, 37 лет»), которые то критикуют, то хвалят умирающие незалежные медиа. Мол, все там очень сложно и неоднозначно.

Тур

Поскольку текст документа показали по ОНТ мелким шрифтом, то, напрягая глаза, «МП» смогла расшифровать тайное послание. Забавно, что местами оно написано языком падонкафф, потому что в белорусские абзацы закрылись слова, типа «грамацтва», «пріверженцем», «абхват» и лютая трасянка, типа фізік-ядерщик. Как говорится, и эти люди учат нас любви к мове. При этом характерно, что техзадание и все вопросы приведены на русском – то есть «язык оккупантов» используется для удобства и внутреннего пользования, а сами опрошенные пытались с ошибками отвечать на матчынай мове.

НКО

Теперь о сути. Поскольку грантовые деньги не могут выделяться бесконечно и бесконтрольно, то должен быть некий механизм проверки работы грантовых СМИ. Для этого надо установить, что о них думают люди вне страны (это реальная часть отчета, фокус-группы в Варшаве, Белостоке и Познани), и в Беларуси – вот это уже подгон, потом что такое исследование сегодня провести не возможно, никто не станет непонятно с кем обсуждать экстремистские СМИ.

НКО

Поясним, как пишутся такие отчеты. Умный социолог – это не тот, кто хорошо проводит исследование, а тот, кто заранее понимает, что хочет заказчик. Условно, есть зафиксированные американцами  недоработки, из-за которых эмигрантские СМИ уже примерно год сидят на сухом пайке, и теперь эти косяки теперь надо подтвердить «гласом народа».

НКО

Поэтому критика, которая упомянута в отчете, важна, хотя и не репрезентативна – когда 20 человек, сидящих в Польше, рассказывают о работе 30-40 СМИ на аудиторию 9-миллионной страны. Но суть не в том, что они говорят, а в том, что социолог посчитал, что именно такие выводы хочет получить заказчик. А, значит, эти выводы должны быть более-менее достоверными даже при максимально корявом исполнении опроса.

НКО

На что жалуются респонденты (читай – заказчик):

  • Люди связываются с семьями в Беларуси, но страшилки раз за разом не подтверждаются
  • Излишняя эмоциональность, негатив, опоздания за госСМИ
  • Завиральные фейки ради просмотров
  • Перепечатки и воровство контента друг у друга
  • Жесткое навязывание своих оценок: кто плохой, кто хороший
  • Низкое качество аналитики (звучали просьбы заменить экспертов) и общее разочарование в прогнозах
  • Замалчивание проблем эмигрантов, например, травли белорусских детей в польских школах, потому что это «стыдная тема»
  • Очень много вторичных материалов в стиле «как мы разоблачаем нечестные госмедиа», что никому в эмиграции вообще неинтересно.

Самая же главная претензия – вражеские СМИ день и ночь пиарят Александра Григорьевича, что и о ком он сказал. Надо прекратить эту порочную практику! Хотя понятно, что тогда писать им будет просто не о чем.

Ну и крик души, который мы вынесли в заголовок – один из уехавших рассказывает, что «заставляет себя заходить» на сайты белорусских районок, чтобы почитать, что где построили и как там дела у коров. Потому что информация о белорусской оппозиции, Зеленском и войне с Россией его достала.

Интересно, что поименованы в тексте были не только уехавшие после 2020-го, но и те, кто живет в Польше 10 и более лет. И вот они утверждают, что информационная картина стала сильно хуже, читать и смотреть СМИ невозможно.

Но поскольку это все-таки подгон, там есть забавные мнения, типа, «да, я очень люблю читать про суды и репрессии, вы все правильно делаете». Понятно, что тема палітвязней – ключевая для грантовых организаций, без нее вообще теряется смысл борьбы, поэтому судами и протоколами аудиторию будут кормить до рвоты. Это принципиальный вопрос выживания всей системы.

В остальном есть робкие пожелания, что «мы хотим больше контента для диаспоры, мы тут начали с нуля, не хотим про Беларусь» – видимо, это такая грантовая заявка под будущее направления, типа местных русскоязычных СМИ для белорусской, украинской и российской эмиграции, США такое наверняка профинансируют. А еще присутствуют философские размышления, мол, так эти СМИ сами не знают, для кого работают.

Мораль истории: падает протестная активность – падает качество контента. Переводя на простой язык: чтобы что-то получить, надо что-то дать. Даюць мала грошай, таму зараз якасць нізкая. Понятно, что обосновать таким отчетом можно все, что угодно – как дальнейшее сокращение средств, так и выделение новых.

Другой вопрос, что сейчас все эти эмигрантские СМИ несамостоятельны. Когда Киев начал планировать контрнаступ, они стали эдаким зарубежным отделом украинской военной разведки, во все горло пиарили белорусские батальоны, рассказывали о страшном военному присутствии России, о том, как Украина выиграет войну и как Путин уже посрамлен. Но как только закончился контранступ и средства на него, вся эта братия села на голодный паек. Писать о победах Украины нечего, потому что ВСУ сейчас бьют в хвост и гриву, а на внутренние белорусские темы денег не дают.

Но, как говорил Челентано, настоящий мужчина всегда должен пытаться, а настоящая девушка — сопротивляться. Вот они и пытаются выжать хоть слезинку у американских доноров на белорусскую тему.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59