Более 70% детей в Беларуси снимаются с учета как находящиеся в социально опасном положении
Благодаря оказанию помощи детям и семьям одновременно несколькими ведомствами на этапе социально опасного положения более 70% детей ежегодно снимаются с учета в связи с нормализацией ситуации в семье. Об этом сообщила главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь Елена Войтехович на пресс-конференции в Минске 18 ноября.
В частности, отметила она, в результате оказания межведомственной помощи детям и их законным представителям более 55% детей из числа отобранных у родителей ежегодно решениями комиссий по делам несовершеннолетних возвращаются на воспитание в родные семьи.
По сравнению с 2007 годом в стране почти вдвое сократилось число детей, родители которых лишены родительских прав, в три раза сократилось число отказов родителей от воспитания и содержания детей.
На практике также реализуется и закреплен на законодательном уровне приоритет семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сегодня порядка 88% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются именно в семейных формах устройства. За 2011-2024 годы в системе образования Республики Беларусь существенно сократилось число детских интернатных учреждений, укомплектованных детьми-сиротами, а контингент воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-на 72%. К примеру, в настоящее время действует 10 детских домов, в 1996-97 учебном году их было 27.
«В настоящее время Министерством образования совместно с заинтересованными реализуются мероприятия республиканской информационной кампании «Сердце отдаю детям».
Данная кампания направлена на популяризацию семейного устройства детей-сирот, а также труда приемных родителей и родителей-воспитателей, которые принимают детей на воспитание в свои семьи. В настоящее время одной из приоритетных педагогических задач является формирование готовности молодежи к вступлению в брак и созданию семьи. Вопросы осознания семьи как личной ценности, ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни включены в содержание учебной программы по учебному предмету обществоведение для учащихся 9-11 классов.
Так, при изучении данного предмета изучаются такие вопросы, как семейные отношения, брак и семья, виды и функции семьи, семья как ценность, сохранение и укрепление традиционных белорусских семейных ценностей.
Для создания условий для максимальной самореализации юношей и девушек в образовательном процессе в учреждениях общего среднего образования проходят и раздельные уроки для мальчиков и девочек по учебным предметам: трудовое обучение, физкультура и здоровье, допризывная и медицинская подготовка.
Таким образом, учащиеся в учреждениях образования готовятся выполнять в обществе традиционные семейные роли.
В учреждениях общего среднего образования организуется просветительская работа с учетом возрастных особенностей учащихся в форме факультативных занятий, тематических круглых столов, дискуссий, бесед, встреч с представителями сферы здравоохранения, Белорусской православной церкви и другими специалистами по вопросам именно семейного воспитания
С целью формирования ценностного отношения подрастающего поколения к институту брака и семьи для учащихся 9-11 классов в учреждениях общего среднего образования с 2019 года реализуется программа факультативных занятий «Основы семейной жизни». Учебная программа данных факультативных занятий предполагает изучение такой тематики, как любовь в жизни человека, а также общая подготовка к будущей семейной жизни», — добавила представитель Министерства образования Беларуси.