Меню
Голас Любаншчыны

Там, где пехота не пройдет… Кто и как привозит продукты в труднодоступные регионы области

Хлеб
Фото: Светлана Курейчик и архив МП

Кто-то думает, что торговля — это объемы реализации и объемы выручки. На самом деле торговля — это «объем людей». Потому как именно они дают и реализацию, и выручку. Данный тезис следует запомнить, чтобы понять сказанное ниже.

А что там у нас с людьми в Минской области? Их становится больше. Если в 2009-м, в год переписи населения, в центральном регионе проживало порядка 1,41 млн человек, то к началу 2023-го — почти 1,47 млн. Рост — более 60 тысяч человек – пришелся именно на городское население. При этом количество сельского населения на Минщине, в отличие от количества сельчан, проживающих в остальных областях страны, за 13 лет практически не изменилось и составляет около 660 тысяч человек.

По словам начальника отдела организации розничной и оптовой торговли Минского ОПС Елены Астапени, сегодня в системе облпотребсоюза насчитывается более 800 объектов торговли, из которых три четверти расположены непосредственно в сельской местности. Но своеобразной визитной карточкой предприятия являются не столько объекты стационарной торговли, сколько автомагазины.

— Каждый день, совсем как общественный транспорт в районных и областных центрах, на маршруты у нас выходит около 125 автолавок, — рассказывает Елена Геннадьевна. — Девизом этих мобильных магазинов запросто могли бы стать слова из шуточной песни Максима Перепелицы из одноименного фильма: «Там, где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится, Максим на пузе проползет и ничего с ним не случится!» На карте наших маршрутов также есть населенные пункты, добираться до которых приходится по самому настоящему бездорожью и глухим дебрям. Именно после таких поездок техника нередко требует ремонта…

Автолавка

Численность жителей Минской области, которых обслуживают автомагазины областной потребительской кооперации, составляет около 125 тысяч человек. Это приблизительно один такой город, как Борисов. Но автомагазины охватывают не один населенный пункт, а… почти 3500, из которых 3335 вообще не имеют стационарной торговой сети.

Кто-нибудь вообще задумывался, что такое 3,5 тысячи деревень в пределах одной области? Объясним.

На сегодня 162 торговых объекта Минского ОПС обслуживают населенные пункты с численностью жителей до 200 человек и 64 торговых объекта — с численностью жителей до 100 человек.

Для 123 автомагазинов разработан 291 маршрут движения, протяженность каждого из них составляет от 70 до 160 км. К примеру, маршрут движения автомагазина №168 Столбцовского филиала Минского облпотребобщества от д. Новоселье до д. Довнары составляет 154 км и включает 18 населенных пунктов в день. И так — по каждому маршруту (где больше, где меньше). Получается, за месяц автомагазины потребительской кооперации наезжают около 300 000 км, чтобы осуществить обслуживание каждого потребителя. И это еще не все. Автолавки обслуживают почти 400 деревень с численностью жителей от 2 до 5 человек и 100 населенных пунктов, в которых проживает всего один человек. Да-да! Пока в деревне есть хоть один житель, она не считается мертвой.

Автолавка
Средний ежедневный расход топлива одного автомагазина составляет 20–25 л, в месяц — 500 л. Суммарный объем топлива, расходуемый 123 автомагазинами за 1 месяц, — около 62 тыс. л, что сопоставимо с затратами крупных автопредприятий

В таких деревнях нет почты, оттуда банки убрали свои отделения, там даже не хотят свои вышки ставить мобильные операторы. Потому что экономической целесообразности нет. Можете вы в таком населенном пункте представить себе магазины «Евроопт», «Гиппо», «Алми» или «Корону»?

Когда партнеры Минского облпотребсоюза говорят о том, что готовы прийти в любой населенный пункт области, они, мягко говоря, лукавят. Потому что они готовы прийти только в густонаселенное место. Если это не районный центр, то пусть хотя бы будет агрогородок!

Надеюсь, теперь стало ясно, что говорить о некой конкуренции между облпотребсоюзом и сетевиками как минимум некорректно. Слишком разные они выполняют миссии. В то время как первые решают, по сути, социальные задачи, вторые нацелены на получение по максимуму прибыли.

Более того, если обратить внимание на ассортимент в торговых объектах частного бизнеса, там доля отечественной продукции вряд ли превысит 20%, в корзине же потребкооперации эта доля составляет 90%. Надо ли при этом напоминать о рабочих местах и налогах?

Кроме того, несмотря на затратность (из-за разъездного характера) работы предприятия, на цене товаров это никак не сказывается. Тот самый случай, когда уместно сказать: цены – государственные. И вот еще на что обращаешь внимание: даже в самой отдаленной деревне, где проживают один-два пенсионера, они могут рассчитывать на социальную скидку при покупке товаров.

Автолавка

— Население, — говорит Елена Астапеня, — это не только 200–300 тысяч человек. Население — это и один-два человека, которые куда в большей степени нуждаются в помощи и внимании…

Вообще же следует знать: потребительская кооперация – это многоотраслевая структура, объединяющая предприятия торговли (розничный товарооборот занимает почти 60% деятельности), общепита (столовые, кафе, рестораны), промышленные организации (производство колбасной, хлебобулочной и безалкогольной продукции, различных консервов, плодовых вин и пр.), заготовительную (вторсырье и плодоовощная продукция) и экспортную деятельность.

Отрадно, что в прошлом, крайне сложном, году практически все направления потребкооперации области сработали с хорошим плюсом. Взять, к примеру, экспорт. После того как по известным обстоятельствам для предприятия закрылись рынки Польши и стран Балтии, их с лихвой перекрыла Россия, куда значительно выросли поставки ягодной и мясной продукции.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59