Более 5 тысяч нарядов. Побывали в уникальной костюмерной клецких культработников
Современный Дом культуры — это как минимум 20-30 вокальных, хореографических, театральных ансамблей, студий, в которых занимается несколько сотен человек! И всю эту ораву артистов надо одеть, обуть, подобрать реквизиты. Отдельные ДК, чтобы не заморачиваться, вешают эту обязанность на коллективы: мол, сами шейте себе костюмы и выступайте в них. Другие берут сценические образы напрокат — не дешевое удовольствие, зато никакой головной боли. Но существуют Дома культуры, в которых прокат «не прокатывает»: здесь есть штат костюмеров, которые для каждого коллектива шьют уникальные, эксклюзивные наряды. Именно в таких выступают артисты Клецкого районного центра культуры.
«Шить сарафаны и легкие платья из ситца!»
Более 5500 единиц нарядов, на которые ушло тысячи метров ткани, десятки килограммов стразов, пайеток, пуговиц, бусин, бисера… Масштабы костюмерной Клецкого районного центра культуры поражают. И хотя вход посторонним сюда строго запрещен, для корреспондентов «МП» сделали исключение.
Пока фотограф выбирал подходящий ракурс, чтобы схватить в одном кадре эту сокровищницу моды, я с любопытством рассматривала сценические образы, аккуратно развешенные на двухметровых вешалках. Белорусские народные и современные эстрадные костюмы всех цветов, фасонов и размеров; карнавальные, цыганские наряды, бальные платья… Часть костюмов аккуратно упакована в чехлы — так хранят одежду из особо деликатных или белых тканей. Каждый элемент подписан: записочка с именем владельца лежит в кармане пиджака или приколота к спинке платья. Это для подстраховки, чтобы артисты в спешке не перепутали свои наряды.
— Случалось и такое, — улыбается Галина Ярош. — Ребята, когда переодеваются, могут запросто перепутать брюки или рубашки. Зрители этого не видят, но солисты или танцоры, когда уже выступают на сцене, чувствуют, что размер не их.
Галина Ярош — человек легендарный. Именно с нее и начиналась костюмерная Клецкого районного центра культуры. В учреждение мастерица пришла работать в 2004 году: до этого почти 30 лет трудилась на комбинате бытового обслуживания, наряжала местных красавиц в элегантные шубки и платья «а ля Гурченко». Потом стала одевать артистов Клецкого РЦК.
— Когда впервые переступила порог костюмерной, испытала легкий шок: посреди комнаты стоял шкаф, вдоль стены бестолково скучали две вешалки, на которых болталось не более 15 костюмов, — вспоминает Галина Ярош. — Все бы ничего, но центр культуры как раз готовился к большому концерту. А это значит, что мне в считанные дни нужно было одеть почти 20 коллективов. Только во что? Моя предшественница не считала нужным шить артистам наряды. Но я ведь с иголкой на ты: значит, могу из ничего сделать конфетку! В итоге сама приходила к хореографам, предлагала пошить артистам костюмы.
Первым, кого одела Галина Ярош, стал образцовый танцевальный коллектив «Грация»: 14 комплектов одежды костюмер изготовила за три дня. Обшивала она и эстрадные кружки, ансамбли, вокальные, театральные студии.
— Сегодня выбор цветов, фактуры, тканей огромный, а 20 лет назад мы работали преимущественно со шторной тканью, ситцем. Но даже из таких материалов получались потрясающие костюмы: обыгрывали их с помощью бантов, ленточек, стразов, пайеток. Все приходилось пришивать вручную: и ведь не 5-6 штучек, а больше 500 мелких элементов!
Спрашиваю у мастерицы, сколько примерно костюмов шила в год — она лишь отшучивается. Говорит, считать времени не было.
— Коллективов много, каждый сезон они ставили новые номера. И если студия детского танца готовила, к примеру, 5 танцевальных номеров: нужно было минимум 5 разных комплектов костюмов. Хорошо, если у меня имелось недели две в запасе, чтобы одеть всех артистов. Но бывало и так: завтра выступать, а про костюмы только сегодня вспомнили. Весь рабочий день и ночь за швейной машинкой — зато к утру 15 нарядов уже висели на вешалке, — с ностальгией вспоминает Галина Ярош.
С режиссером спорить нельзя! Но советовать можно
Больше года назад Галина Ярош ушла на заслуженный отдых. Она признается: больше всего переживала за то, чтобы костюмерная перешла в надежные руки и человек, который продолжит одевать артистов центра культуры, ответственно относился к своему делу. Переживания Галины Дмитриевны были напрасны: сегодня в костюмерной Клецкого РЦК все так же обсуждаются эскизы будущих нарядов, исправно строчит швейная машинка, а вешалки заполняются новыми нарядами. Хозяйничают в этом царстве моды заведующая костюмерной Юлия Радионова и костюмер Светлана Назирова. У девушек свое видение: как и во что одевать артистов сцены. Но основному принципу: главное, чтобы костюмчик сидел, — они следуют железно!
— И 20 лет назад, и сегодня артисты хотят, чтобы наряд был красивым, ярким и удобным. Купить или взять напрокат готовые комплекты — не проблема, но ведь это уже будет не эксклюзив. Поэтому режиссер приходит ко мне, выдает свои идеи: а я уже думаю, как воплотить их в жизнь. Спорить с режиссером нельзя, но советовать: какие детали добавить, как сделать так, чтобы платье заиграло, засветилось, причем в прямом смысле, — разрешается. Чтобы быть в теме, часто хожу в библиотеку, подсматриваю идеи в старых журналах мод, — рассказывает Юля.
Девушка работает чуть больше года, за это время успела пошить под сотню блузок, юбок, пиджаков, платьев, сарафанов, жилеток. Порой ей приходится работать в режиме нон-стоп, жертвуя выходными. Зато, говорит мастер, сегодня у костюмеров больше возможностей и выбор тканей шире.
— К примеру, раньше пайетки пришивали вручную — теперь мы покупаем пайеточную ткань и никакой головной боли. А цвета, фактуры какие шикарные! Конечно, та же ткань со «спецэффектами» стоит не дешево, но в данном случае не цена играет решающую роль: главное — качество и удобство. Можно пошить наряд, который будет шикарно смотреться на вешалке, но, если артисту в нем неудобно, какой толк?
Кстати, выбор тканей — всецело обязанность руководителей ансамблей и студий. На картинку в интернете они не полагаются: сами ездят по магазинам и вживую выбирают материал для будущих нарядов. Если что-то понравится, присылают Юле фото — мол, из такой получится крутой наряд для образцового хореографического коллектива «Ювента» или образцовой студии «Надзея»?
— Когда ткань уже куплена, привезена, приглашаю артистов на снятие мерок и приступаю к работе. Тут тоже есть свои секреты: шить блузки, платья, рубашки, брюки «тютелька в тютельку» нельзя — а вдруг вокалист немного прибавит в весе? Хотя, если потребуется, любой элемент одежды можно немного расширить, равно как и на пару размеров уменьшить.
И все-таки костюмер — это не просто «сделать лекала, выкройки и сшить изделие». Каждая деталь в наряде должна быть к месту. Теми же стразами белорусский народный костюм не украсишь: это декор из другой эпохи.
— Эстрадные костюмы шьются проще, хотя порой приходится повозиться с метрами, даже километрами ткани и рюшей, — смеется Юля. — А вот если коллектив готовит народный танец, я обязана точно знать, какие орнаменты, украшения можно использовать. Сейчас, к примеру, работаю над костюмами для народного вокального ансамбля «Бацькаўшчына». Творческий номер будет в русском стиле: нужно учитывать, какие рукава тогда носили, какие кружева. Работа предстоит сложная, но интересная.
…Будь моя воля, на целый день бы зависла в костюмерной и реквизиторской Клецкого РЦК, но в день нашей командировки здесь как раз готовились к большому концерту. А для костюмеров это постоянная беготня и ни минуты покоя. Вот и сегодня: костюмер Светлана Назирова уже готовит платья и блузки для артистов. Выглаживает шелковые пояса, манжеты, складочки на брюках, рюши на платьях. За готовыми комплектами то и дело прибегают артисты: до концерта меньше часа, надо переодеваться!
После концерта практически все костюмы отправляются в стирку либо чистятся вручную. Некоторые наряды нуждаются в конкретной реставрации — во время переодевания артисты часто отрывают пуговицы, банты, ленты. Все это нужно вернуть на место.
А Юлия Радионова, захватив свой швейный набор, идет за кулисы — во время концерта именно здесь ее место. Правда, следит завкостюмерной не за тем, насколько изящно и пластично двигаются артисты. Для нее важно, чтобы не оторвалась тесьма на платье, не отлетела пуговица, не разошлась по швам молния. Не часто, но такое бывало. И тогда у девушки есть буквально несколько секунд, чтобы «ликвидировать катастрофу» и зритель ничего не заметил. Для Юли это принципиально: она говорит, что пришла в центр культуры не просто одевать людей, а создавать артистам настроение. И оно всегда должно быть прекрасным!