Меню
Голас Любаншчыны

Более 5 тысяч нарядов. Побывали в уникальной костюмерной клецких культработников

костюмерная ДК Клецк
Фото: Вячеслав Цуранов

Современный Дом культуры — это как минимум 20-30 вокальных, хореографических, театральных ансамблей, студий, в которых занимается несколько сотен человек! И всю эту ораву артистов надо одеть, обуть, подобрать реквизиты. Отдельные ДК, чтобы не заморачиваться, вешают эту обязанность на коллективы: мол, сами шейте себе костюмы и выступайте в них. Другие берут сценические образы напрокат — не дешевое удовольствие, зато никакой головной боли. Но существуют Дома культуры, в которых прокат «не прокатывает»: здесь есть штат костюмеров, которые для каждого коллектива шьют уникальные, эксклюзивные наряды. Именно в таких выступают артисты Клецкого районного центра культуры.

костюмерная ДК Клецк
В костюмерной Клецкого РЦК хранятся костюмы, которым больше 25 лет, — и они как с иголочки!

«Шить сарафаны и легкие платья из ситца!»

Более 5500 единиц нарядов, на которые ушло тысячи метров ткани, десятки килограммов стразов, пайеток, пуговиц, бусин, бисера… Масштабы костюмерной Клецкого районного центра культуры поражают. И хотя вход посторонним сюда строго запрещен, для корреспондентов «МП» сделали исключение.

костюмерная ДК Клецк

Пока фотограф выбирал подходящий ракурс, чтобы схватить в одном кадре эту сокровищницу моды, я с любопытством рассматривала сценические образы, аккуратно развешенные на двухметровых вешалках. Белорусские народные и современные эстрадные костюмы всех цветов, фасонов и размеров; карнавальные, цыганские наряды, бальные платья… Часть костюмов аккуратно упакована в чехлы — так хранят одежду из особо деликатных или белых тканей. Каждый элемент подписан: записочка с именем владельца лежит в кармане пиджака или приколота к спинке платья. Это для подстраховки, чтобы артисты в спешке не перепутали свои наряды.

костюмерная ДК Клецк

— Случалось и такое, — улыбается Галина Ярош. — Ребята, когда переодеваются, могут запросто перепутать брюки или рубашки. Зрители этого не видят, но солисты или танцоры, когда уже выступают на сцене, чувствуют, что размер не их.

костюмерная ДК Клецк
В 2004 году с приходом в Клецкий районный центр культуры Галины Ярош — и началась история костюмерной

Галина Ярош — человек легендарный. Именно с нее и начиналась костюмерная Клецкого районного центра культуры. В учреждение мастерица пришла работать в 2004 году: до этого почти 30 лет трудилась на комбинате бытового обслуживания, наряжала местных красавиц в элегантные шубки и платья «а ля Гурченко». Потом стала одевать артистов Клецкого РЦК.

костюмерная ДК Клецк

— Когда впервые переступила порог костюмерной, испытала легкий шок: посреди комнаты стоял шкаф, вдоль стены бестолково скучали две вешалки, на которых болталось не более 15 костюмов, — вспоминает Галина Ярош. — Все бы ничего, но центр культуры как раз готовился к большому концерту. А это значит, что мне в считанные дни нужно было одеть почти 20 коллективов. Только во что? Моя предшественница не считала нужным шить артистам наряды. Но я ведь с иголкой на ты: значит, могу из ничего сделать конфетку! В итоге сама приходила к хореографам, предлагала пошить артистам костюмы.

костюмерная ДК Клецк

Первым, кого одела Галина Ярош, стал образцовый танцевальный коллектив «Грация»: 14 комплектов одежды костюмер изготовила за три дня. Обшивала она и эстрадные кружки, ансамбли, вокальные, театральные студии.

костюмерная ДК Клецк

— Сегодня выбор цветов, фактуры, тканей огромный, а 20 лет назад мы работали преимущественно со шторной тканью, ситцем. Но даже из таких материалов получались потрясающие костюмы: обыгрывали их с помощью бантов, ленточек, стразов, пайеток. Все приходилось пришивать вручную: и ведь не 5-6 штучек, а больше 500 мелких элементов!

костюмерная ДК Клецк

Спрашиваю у мастерицы, сколько примерно костюмов шила в год — она лишь отшучивается. Говорит, считать времени не было.

костюмерная ДК Клецк

— Коллективов много, каждый сезон они ставили новые номера. И если студия детского танца готовила, к примеру, 5 танцевальных номеров: нужно было минимум 5 разных комплектов костюмов. Хорошо, если у меня имелось недели две в запасе, чтобы одеть всех артистов. Но бывало и так: завтра выступать, а про костюмы только сегодня вспомнили. Весь рабочий день и ночь за швейной машинкой — зато к утру 15 нарядов уже висели на вешалке, — с ностальгией вспоминает Галина Ярош.

С режиссером спорить нельзя! Но советовать можно

Больше года назад Галина Ярош ушла на заслуженный отдых. Она признается: больше всего переживала за то, чтобы костюмерная перешла в надежные руки и человек, который продолжит одевать артистов центра культуры, ответственно относился к своему делу. Переживания Галины Дмитриевны были напрасны: сегодня в костюмерной Клецкого РЦК все так же обсуждаются эскизы будущих нарядов, исправно строчит швейная машинка, а вешалки заполняются новыми нарядами. Хозяйничают в этом царстве моды заведующая костюмерной Юлия Радионова и костюмер Светлана Назирова. У девушек свое видение: как и во что одевать артистов сцены. Но основному принципу: главное, чтобы костюмчик сидел, — они следуют железно!

костюмерная ДК Клецк
Мероприятия в Клецком районном центре культуры проходят каждую неделю, так что работы у Юлии Радионовой и Светланы Назировой хватает

— И 20 лет назад, и сегодня артисты хотят, чтобы наряд был красивым, ярким и удобным. Купить или взять напрокат готовые комплекты — не проблема, но ведь это уже будет не эксклюзив. Поэтому режиссер приходит ко мне, выдает свои идеи: а я уже думаю, как воплотить их в жизнь. Спорить с режиссером нельзя, но советовать: какие детали добавить, как сделать так, чтобы платье заиграло, засветилось, причем в прямом смысле, — разрешается. Чтобы быть в теме, часто хожу в библиотеку, подсматриваю идеи в старых журналах мод, — рассказывает Юля.

костюмерная ДК Клецк

Девушка работает чуть больше года, за это время успела пошить под сотню блузок, юбок, пиджаков, платьев, сарафанов, жилеток. Порой ей приходится работать в режиме нон-стоп, жертвуя выходными. Зато, говорит мастер, сегодня у костюмеров больше возможностей и выбор тканей шире.

костюмерная ДК Клецк

— К примеру, раньше пайетки пришивали вручную — теперь мы покупаем пайеточную ткань и никакой головной боли. А цвета, фактуры какие шикарные! Конечно, та же ткань со «спецэффектами» стоит не дешево, но в данном случае не цена играет решающую роль: главное — качество и удобство. Можно пошить наряд, который будет шикарно смотреться на вешалке, но, если артисту в нем неудобно, какой толк?

костюмерная ДК Клецк

Кстати, выбор тканей — всецело обязанность руководителей ансамблей и студий. На картинку в интернете они не полагаются: сами ездят по магазинам и вживую выбирают материал для будущих нарядов. Если что-то понравится, присылают Юле фото — мол, из такой получится крутой наряд для образцового хореографического коллектива «Ювента» или образцовой студии «Надзея»?

костюмерная ДК Клецк

— Когда ткань уже куплена, привезена, приглашаю артистов на снятие мерок и приступаю к работе. Тут тоже есть свои секреты: шить блузки, платья, рубашки, брюки «тютелька в тютельку» нельзя — а вдруг вокалист немного прибавит в весе? Хотя, если потребуется, любой элемент одежды можно немного расширить, равно как и на пару размеров уменьшить.

костюмерная ДК Клецк
Заведующая костюмерной Юлия Радионова

И все-таки костюмер — это не просто «сделать лекала, выкройки и сшить изделие». Каждая деталь в наряде должна быть к месту. Теми же стразами белорусский народный костюм не украсишь: это декор из другой эпохи.

— Эстрадные костюмы шьются проще, хотя порой приходится повозиться с метрами, даже километрами ткани и рюшей, — смеется Юля. — А вот если коллектив готовит народный танец, я обязана точно знать, какие орнаменты, украшения можно использовать. Сейчас, к примеру, работаю над костюмами для народного вокального ансамбля «Бацькаўшчына». Творческий номер будет в русском стиле: нужно учитывать, какие рукава тогда носили, какие кружева. Работа предстоит сложная, но интересная.

костюмерная ДК Клецк

…Будь моя воля, на целый день бы зависла в костюмерной и реквизиторской Клецкого РЦК, но в день нашей командировки здесь как раз готовились к большому концерту. А для костюмеров это постоянная беготня и ни минуты покоя. Вот и сегодня: костюмер Светлана Назирова уже готовит платья и блузки для артистов. Выглаживает шелковые пояса, манжеты, складочки на брюках, рюши на платьях. За готовыми комплектами то и дело прибегают артисты: до концерта меньше часа, надо переодеваться!

После концерта практически все костюмы отправляются в стирку либо чистятся вручную. Некоторые наряды нуждаются в конкретной реставрации — во время переодевания артисты часто отрывают пуговицы, банты, ленты. Все это нужно вернуть на место.

А Юлия Радионова, захватив свой швейный набор, идет за кулисы — во время концерта именно здесь ее место. Правда, следит завкостюмерной не за тем, насколько изящно и пластично двигаются артисты. Для нее важно, чтобы не оторвалась тесьма на платье, не отлетела пуговица, не разошлась по швам молния. Не часто, но такое бывало. И тогда у девушки есть буквально несколько секунд, чтобы «ликвидировать катастрофу» и зритель ничего не заметил. Для Юли это принципиально: она говорит, что пришла в центр культуры не просто одевать людей, а создавать артистам настроение. И оно всегда должно быть прекрасным!

костюмерная ДК Клецк
ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59