Роман Протасевич дал показания в Минском областном суде
Показания в зале Минского областного суда 21 февраля дал обвиняемый Роман Протасевич. Судья вызвал его к трибуне, и гособвинитель начал расспрашивать Романа по делу. Напомним, его родители до сих пор находятся в Польше, куда они уехали осенью 2020 года.
Находясь в Беларуси, Владимир Чуденцов писал сценарии для телеграм-канала, которые затем озвучивал Степан Путило. Кое-что он рассказывал об этом Роману, поэтому некоторые подробности Протасевич знал. Когда Владимира задержали с запрещенными веществами, свою помощь Степе предложил уже Роман. Он поехал в Польшу и занимался исключительно текстовой составляющей.
С Яном Рудиком знакомство состоялось в Варшаве. Он произвел на Романа впечатление не очень обязательного человека в плане трудовой дисциплины. Затем к проекту присоединилась Екатерина Ерусалимская.
Был создан рабочий чат, в котором редактора проверяли правильность той или иной информации и в общем шли обсуждения.
— Если честно, мы думали, что эти президентские выборы будут скучнейшими, — отметил Роман Протасевич.
— Все финансовые потоки он замыкал на себя. Все деньги поступали на личные счета Путило. Моя зарплата составляла 5 тысяч злотых. Я могу ошибаться, но это примерно до 1,5 тысячи долларов. Ян Рудик тоже получал ежемесячно зарплату от Путило. Примерно столько же, сколько и я. Если и была разница, то незначительная, — пояснил Роман.
Степан Путило вел YouTube-канал, а Протасевич занимался телеграм-каналом. Ян Рудик также вел телеграм-канал, периодически его привлекали к подготовке сценариев и тому подобное.
Ерусалимская также получала зарплату от Путило в районе 5 тысяч злотых за ведение телеграм-канала, у нее имелось журналистское образование, и она была знакомой Рудика.
— Первой эксклюзивной информацией стала публикация про самоубийство работника ГАИ в районе. И люди стали доверять нам. Потом стало приходить много эксклюзива, который касался исключительно Беларуси, — рассказал Роман Протасевич. — Если основной канал продвигался, как источник новостей, то затем, когда началась предвыборная политическая активность, для Рудика был создан другой телеграм-канал, более юмористический.
Поскольку Ян Рудик состоял в различных анархических организациях, он настоял на размещении видео с YouTube с инструкцией того, как правильно становиться в сцепку под афишей протестных акций. Ему это подкинули друзья-анархисты и он предложил, скорее по приколу: а вдруг люди так сделают, если их попробуют задержать, — дополнил Роман, — и тогда произошли первые стычки с правоохранительными органами. Но этого никто не ожидал, все были шокированы. Никакой координации еще не было. Просто мы поняли, что в обществе царит напряжение.
Затем началось создание чатов с названием «97%». Часть из них были созданы неизвестными людьми и не были подконтрольны редакции — примерно треть.
— Суть в том, что не было какой-то редакционной политики. Популярность удавалось набрать благодаря гибкости и тому, что редакция подстраивалась под запросы читателей, — сказал Роман Протасевич.
Далее неформальной группой был разработан План А (размещен 5 августа 2020 г.) и План Б (размещен 7 августа 2020 г.). Обсуждения их происходили в zoom-конференциях, сообщил Роман, отвечая на вопрос прокурора. И это стало первым массовым размещением одновременно на многих ресурсах накануне президентских выборов.
— Протестная акция — это инструмент, часть политического противостояния. У нас были сомнения, что Тихановская может победить. И акция была направлена на результаты выборов, когда будет объявлен победитель, — прокомментировал обвиняемый.
Планы были созданы для того, чтобы вывести людей на улицу. В них пояснялось, как скрыть внешность, была инструкция, как защитить себя и т. д.
— После выборов, когда началась стрельба, я был очень шокирован. Я подумал, что это фейк, и что в центре Минска не могут взрываться светошумовые гранаты. Я, как главный редактор, долго не верил, что это может происходить и мы стали самые последние, кто опубликовал эту информацию. Люди ставили прокси, нам приходило по 140 сообщений в минуту. Это был полный хаос, самые различные новости были перемешаны: и результатах выборов, и о пострадавших, и о том, что нужно дальше выходить, — вспоминает Протасевич.
После 10 августа 2020 года было принято решение продолжить выходить на улицы.
— Франак Вечорко также состоял в чате. На тот момент он находился за границей. После задержания Игоря Лосика он стал администратором оппозиционного телеграм-канала «Беларусь головного мозга». После выборов он быстро втерся в доверие к Тихановской и построил штаб таким, каким мы его все знаем, — отметил Роман Протасевич.
В зале суда объявлен перерыв, после которого Роман продолжит отвечать на вопросы государственного обвинителя.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!