Боевые вылеты экипажа штурмовика Ил-2. История стрелка-радиста Николая Касьянова
Ил-2 был самолетом, специально созданным для поля боя, плотного взаимодействия с наземными частями. И если в начале войны штурмовики действовали в основном парами или мелкими группами по 4-6 самолетов, то начиная с 1943 года стали применяться их массированные удары, более крупными группами до 20-30 и даже до 50 самолетов.
Из личных воспоминаний Николая Георгиевича Касьянова о Великой Отечественной войне:
— В километрах 40 от массива Брянских лесов меня ранило, да так, что полгода пролежал в госпитале. После лечения направился в Москву, на распределительный пункт. И военная судьба открыла мне совсем новую, неожиданную дорогу.
— В авиационный полк нужны воздушные стрелки на штурмовые самолеты Ил-2. Кто желает в авиацию?
После нескольких месяцев учебы нас распределили к летчикам-штурмовикам. И стал я с тех пор неразлучен с москвичом Львом Обеловым, моим командиром. Мне в ту пору 25 лет еще не было, а Леве, так запросто я называл своего командира, и того меньше, немногим больше двадцати.
Храбрый. Умный. Весельчак. Собой красавец. Сроднились мы с ним, как братья. Да и как может быть иначе, если вынесли вместе такие схватки с врагом, когда казалось порой, что только чудом можно было уцелеть.
Вспоминается один вылет — уже в 1944 году. Весной. Стояли мы недалеко от Эстонской границы.
Разведка доложила:
— В районе города Тарту — аэродром противника с крупными базами горючего.
И утром, примерно часов в семь, поднялись в воздух. Когда приблизились к цели, наши истребители уже блокировали аэродром, подготовили нам возможность «поработать».
Фашисты всполошились, зенитчики прикрытия аэродрома открыли шквальный огонь. От разрыва зенитных снарядов, все небо было черным. Но враги опоздали. Мы уже определили, куда сбросить смертоносный груз. Ни один вражеский самолет не поднялся в воздух. Все были уничтожены. А сколько мы подожгли горючего, боеприпасов! Атака оказалась удачной, и к счастью, была проведена без потерь для нас. Но когда наша эскадрилья летела назад…
— «Мессершмитты» с левой стороны! — передал я по рации Обелову, — нас настигла большая группа вражеских истребителей.
— Действуй самостоятельно! — командует Обелов. Я дал сигнал ракетой всем воздушным стрелкам эскадрильи о приближении врага. Завязалась воздушная схватка. И вот в одно из мгновений заметил, что в хвост соседнему нашему истребителю сопровождения заходит «мессершмитт». У истребителя, как известно, нет воздушного стрелка, потому-то летчик мог и не увидеть нависшей над ним опасности. А для меня момент был очень удобным. Развернул я свой пулемет, взял прицел, нажал гашетку.
«Мессершмитт» в ту же секунду охватило пламенем и потянуло вниз. Видимо, мне удалось попасть в бензобак. Когда же мы вернулись на свой аэродром и пошли на посадку, оказалось, что шасси нашего самолета пробито. Наверное, еще в Тарту угодил зенитный снаряд. В грохоте боя мы такое происшествие даже не заметили….
За этот боевой вылет, за мужество и героизм, Николая Касьянова и наградили орденом Славы 3-й степени.
Много еще раз воздушному стрелку-радисту Николаю Касьянову, в составе экипажа его боевого друга Льва Обелова приходилось делать боевых полетов на воздушную разведку для фотографирования немецких позиций, и за качественные съемки и проявленное при этом мужество, он был награжден орденом Красной Звезды, а затем и вторым орденом Славы, но уже 2-й степени.
В представлении же воздушного стрелка-радиста Николая Касьянова к награждению орденом Славы 1-й степени командир 566-го штурмового авиационного полка писал:
— После получения ордена Славы 2-й степени, товарищ Касьянов в составе экипажа Героя Советского Союза капитана Л. В. Обелова совершил еще 43 боевых вылета, в результате чего экипажем было подбито и уничтожено 11 танков и самоходных орудий, 21 автомашина, 23 повозки с боеприпасами, взорвано 3 склада с горючим, подавлен огонь 11 точек зенитной артиллерии, уничтожено на аэродромах 3 и повреждено 5 самолетов противника.
И когда 19 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР состоялось награждение старшины Касьянова Николая Георгиевича орденом Славы 1-й степени, то он стал полным кавалером этого высшего солдатского ордена.
Остается лишь добавить такой важный момент, что начинал Великую Отечественную войну Николай Касьянов, будучи командиром орудия противотанковой батареи. Воевал смело и храбро, в тяжелейших боях 1941 года сумел подбить несколько фашистских танков, подавить не одну минометную батарею врага и уничтожить немало солдат и офицеров противника, за что и был награжден главной боевой медалью страны – «За отвагу».
Воздавая славу героям, чтим память не вернувшихся с боевых вылетов
156 летчиков и воздушных стрелков-радистов из состава 566-го штурмового авиационного пока, верных сынов Отчизны, сложили свои молодые головы в жестоких воздушных сражениях Великой Отечественной войны.
У поэта Владимира Литвишко есть такие бесхитростные, но честные, берущие за душу, строки о судьбах летчиков-штурмовиков в годы Великой Отечественной войны:
Разбор полетов. Здесь же новички,
что в бой уйдут в составе экипажей.
Расширены у юношей зрачки.
А слушают — почти не дышат, даже.
Рассказывает опытный пилот,
как выжить под обстрелом на штурмовке.
Привел вчера он в дырах самолет,
управился едва, со всей сноровкой.
Стрелок был ранен, но остался жив.
У летчика в кабине есть осколки.
… Он речь свою ведет про виражи;
про то, как отбомбиться с большим толком,
и правильно использовать прицел;
а так же не терять ориентиры;
и свой аэродром, возврата цель
найти легко, не став мишенью тира.
Парнишек этих учат неспроста.
В училище одно, а фронт — другое.
Им налетать бы, хоть часов полста!
…Но подается, вдруг, команда к бою,
по самолетам летчики бегут,
чьи техники снимают камуфляжи.
Урок окончен в несколько минут.
…Кто не вернется, думать страшно даже…