Меню

Интерактивность и эмоциональная погруженность. В Хатыни открылся уникальный музей

Фото: Светлана Курейчик, Тимофей Чаплинский

Без чрезмерного количества фотографий и документов, но ярко передающий ту атмосферу страха, боли и беды, которая была в оккупированной Беларуси. Таким увидят посетители новый музей в мемориальном комплексе «Хатынь», открывшийся к 80-летию хатынской трагедии. Экспозиция уникальна. Подобной ей нет на всем постсоветском пространстве. Здесь отошли от информационной насыщенности, сделав ставку на интерактивность и эмоциональную погруженность посетителя. И не прогадали. Все шесть залов музея настолько реально погружают в страшные моменты человеческой трагедии, что напряжение еще долго не отпускает. И в этот момент думаешь лишь об одном: как подобное могло произойти?

Хатынь — памятник не одной деревне. Мемориальный комплекс стал символом страданий белорусского народа в годы войны. Здесь находится единственное в мире Кладбище деревень, а в память о жертвах фашистского террора горит Вечный огонь

Иди, смотри и чувствуй

В комнате все говорит о спешном уходе: опрокинутый стул, разбитая посуда, разбросанные вещи. Стрелки циферблата показывают четыре часа, а голос Левитана сообщает страшную весть: началась война. Внезапно в комнате звонит телефон — говорит мужчина. Он пытается узнать, где его дочка и семья. В это время за окном раздается взрыв, который обрывает разговор. Без ответа остается самый важный вопрос… Так разработчики концепции музея представили зал «Бегство от войны».

Зеркало в комнате тоже хранит тайну. В нем появляется призрак маленькой трехлетней девочки, которая рассказывает, как она попала на оккупированную фашистами территорию, как ее отправили в детский дом, как из нее выкачивали кровь для раненых нацистов. Рядом с зеркалом висят фотографии девочки и ее родителей. Род прервался — потомкам этой семьи не суждено родиться.

В «Зале сожженных деревень» посетителю кажется, что он заперт в охваченном огнем сарае. Эффект усиливается оттого, что ты видишь, как через бревна прорываются красные языки пламени. И ты думаешь о том, что огнем было уничтожено более 9 тысяч деревень, свыше 5 тысяч из них — вместе с жителями.

В этом же зале — голограмма Виктора Желобковича, одного из пятерых детей, которым удалось избежать смерти в тот роковой март 43-го года. Мальчик рассказывает, как всех хатынцев согнали в сарай и подожгли его. Виктор с матерью попытался бежать, когда 149 обезумевших от страха человек ринулись к выходу. Дверь не выдержала, поддалась. Но фашисты встретили их огнем из автоматов. Женщина упала замертво, мальчика ранило в плечо. Он пролежал под трупом своей матери, пока не ушли каратели.

Прозрачная скульптура девочки в полный рост символизирует героизм и трагизм белорусского сопротивления. Прототипом для скульптуры стала борисовская подпольщица Кима Кламбоцкая. После оккупации Борисова комсомолка Кима связалась с подпольщиками и стала выполнять опасные задания. Но одна из боевых операций закончилась неудачно: во время установки мины на железнодорожной цистерне отважная подпольщица была схвачена. 17-летнюю девушку публично повесили на городском рынке.

Цифра

Более 10000 сел и деревень сожжены во время оккупации Беларуси, 5295 из них каратели уничтожили вместе со всем населением или его частью

Для детей 10+

— Цель этого музея — эмоционально погрузить в драматическую историю Беларуси, начиная от древности и заканчивая Великой Отечественной войной. При посещении музея будет действовать возрастное ограничение, так как экспозиция жесткая, вызывает сильнейшие эмоциональные переживания — это не для детей младшего школьного возраста, — говорит директор ГМК «Хатынь» Артур Зельский. — Экскурсант здесь будет не просто зрителем, сторонним наблюдателем, а участником страшной трагедии.

Зал «Память» рассказывает о людях, которые были причастны к созданию мемориального комплекса «Хатынь». Так, Янка Мавр первым стал вносить в летопись войны воспоминания детей, а Владимир Колесник, Алесь Адамович и Янка Брыль собирали воспоминания свидетелей, записывая их на пленку.

Хронологическая зона «Тысячелетие» затронула период с X по XX век, полный драматических событий, когда происходило становление и развитие белорусского народа как нации.

И только в зале тишины и мира «Вечность» ничто не вызывает сильного эмоционального всплеска. Приходят мысли о том, что даже после самой страшной войны жизнь продолжается, а души невинно убиенных возносятся в рай. Нам, потомкам, предстоит мирно трудиться, сеять и выращивать рожь, ценить возможность спокойно жить на своей земле. При этом мы обязаны чтить память тех, кого нет с нами.

Цифра:

2 230 000 человек погибло за три года оккупации

Потомки выживших

Для Ильи Яскевича хатынская трагедия стала семейной: в огне сгорели отец и мать, шесть сестер и братьев его деда Владимира Яскевича, которому чудом удалось спастись.

Кирилл и Илья Яскевичи, правнук и внук выжившего в хатынской трагедии Владимира Яскевича

По словам собеседника, в новом музее поразило все: то, как смогли передать людскую боль, беспощадность нацистских карателей. Понравилось, что стала всем доступна малоизвестная информация. Например, Илья не знал, что мемориальный комплекс «Хатынь» в 1974 году посещал американский президент Никсон.

30-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Президент США Ричард Никсон посетил «Хатынь»

— Вот бы Байдену сейчас побывать здесь (в новом музее ГМК «Хатынь». — Авт.). Было бы неплохо познакомить его с материалами о геноциде белорусского народа, — отмечает Илья Яскевич. — Рассказать о том, что потомки людей, которые принесли столько беды на наши земли, ставят сейчас памятник Бандере и хотят реабилитировать и возродить нацизм. Мы и наши дети обязаны помнить о выжженной земле и сделать все, чтобы эта трагедия не повторилась.

Факт:

В огне уцелел еще один житель Хатыни, Казимир Иотко. Полуобгоревший, с тяжелейшими ожогами, он шел за карателями и просил его пристрелить, так как не было сил терпеть боль. Они только смеялись в ответ: мол, зачем на тебя патроны тратить, ты и так помрешь. Казимир в тот же день добрался до деревни Козыри, где и умер.

Досье: неудобная правда

Долгие годы считалось, что с Хатынью и ее жителями расправились немецкие каратели, но правда была еще страшнее: им помогали представители братского украинского народа. Об этой правде не хотели говорить, чтобы не создавать конфликт внутри одной большой страны — СССР.

Немцы шефствовали над 118-м батальоном охранной полиции (Schutzpolizei), отдавали ему приказы. А вот руководил всей операцией, лично сгонял хатынцев в сарай, а затем их расстреливал, добивал раненых начальник штаба украинец Васюра.

Следствие установит: в первые дни войны кадровый офицер Красной армии, связист Григорий Васюра попал в плен к гитлеровцам, добровольно перешел на их сторону. Закончил школу пропагандистов и уже спустя год работал на полицаев в Киеве, где и возглавил карательный батальон. Бойцов шуцманшафта, отличившихся особой жестокостью еще в Бабьем Яру, немецкое командование отправило в Беларусь для борьбы с партизанами.

Григорий Васюра на судебном заседании в Минске осенью 1986 года: «Да, я и Хатынь вашу жег! И я стоял у сарая и в упор расстреливал тех, кто пытался выжить!»

На суде в 1986 году Васюра все отрицал, но после показаний других 26 карателей, вынужден был сознаться. Но не раскаялся в содеянном.

Факты:

В апреле 2022 года Президент Александр Лукашенко инициировал строительство нового музея в «Хатыни».

Для реализации концепции музея «Белгоспроект» пригласил «Художественный комбинат». Организации «Игры Разума Софт» и IBT Company занимались разработкой и внедрением уникальных программ для интерактива.

Строительство музея шло параллельно с капитальным ремонтом и реконструкцией всего мемориального комплекса «Хатынь».

Автор: Наталья Антоненко

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59