Ад на улице Широкой. Как это было: концентрационный лагерь в центре белорусской столицы
Молодым белорусам трудно представить, что когда-то в центре Минска располагался концентрационный лагерь, ежедневно уносивший сотни человеческих жизней.
Эта фабрика смерти площадью 60 500 м² была запущена нацистами в юго-западной части Минска по улице Широкой (в настоящее время — улица Куйбышева). Она действовала с 5 июля 1941 по 30 июня 1944 года. Немецкие каратели и их подопечные проводили здесь массовые истязания, впоследствии направляя узников на верную гибель в лагерь смерти Тростенец, в немецкие и европейские концлагеря.
За уклонение от трудовой повинности сюда попадали жители Минска, за неподчинение оккупационным властям — заключенные из Бобруйска, Вилейки и Борисова. В лагере по улице Широкой постоянно находилось порядка 2,5 тысячи человек, были среди них женщины, старики, дети… Трудоспособных узников направляли выполнять строительные работы на промышленные объекты; в Третий рейх — на работы в подсобных хозяйствах бюргеров и мастерских. Нетрудоспособные узники, активные участники подпольного движения и партизаны подлежали тотальному истреблению.
Сквозь стены
Концлагерь на Широкой был подконтролен СС, нацисты обнесли его забором с колючей проволокой. На внутренней территории лагеря находилось два брака, где размещались 4000 заключенных, карцер, контора немецкой комендатуры, мастерская, обслуживавшая немцев из минского гарнизона, баня, амбулатория и погреб, наверху которого позже было обнаружено большое количество мужской, женской и детской обуви — ее снимали с заключенных после расстрела. Комендантом концлагеря на улице Широкой был Вакс, его заместителем по хозяйственной части — немец Штирмус.
Условия содержания были ужасными: подъем в четыре утра, работа под открытым небом, 200-250 граммов черствого овсяного хлеба с древесными опилками в сутки, кружка грязной баланды. В еде периодически встречались песок, земля, осколки кирпичей и другой мусор.
Комендант лагеря и его заместитель методически истребляли заключенных женщин и детей через повешения и расстрелы. Слышались плач и крики с просьбами о пощаде…
Узников избивали палками, ремнями и другими предметами, били по голове при раздаче хлеба, били стариков и женщин с грудными детьми.
В огне народной боли
Гитлеровцы показательно истребляли заключенных концентрационного лагеря на улице Широкой в отместку за собственные военные неудачи и успехи партизанского движения. С августа 1943 года в лагерь ежедневно ходили четыре специально оборудованных автофургона-душегубки, в них погружали по 100-200 узников и отвозили в деревню Малый Тростенец. Многие умирали по дороге от отравления газом. Трупы нацисты сжигали. Комендант концлагеря Вакс цинично утверждал, что «этот способ истребления был более гуманным, чем расстрел».
С 15 июня по 1 июля 1944 года нацисты проводили разгрузку концлагеря, уничтожая оставшихся заключенных в Малом Тростенце. Машины, в которых перевозили узников, необходимо было промывать специальным раствором. Привлеченные для этого заключенные лишались рук — их разъедало до самых костей. Перед освобождением Минска практически всех находившихся в концлагере людей вывезли в Тростенец, где они были расстреляны и сожжены в одном сарае.
Факты
1. В Минске было уничтожено 326 423 мирных граждан.
2. Всего с августа 1943 по июнь 1944 года в Тростенце были сожжены тела около 20 000 заключенных концлагеря по улице Широкой.