Меню

Из хроники ВОВ. Как был произведен первый артиллерийский залп по Берлину

главная

К 20 апреля 1945 года завершился первый этап Берлинской стратегической наступательной операции. По итогам четырехдневного наступления части 1-го Белорусского фронта (Командующий Маршал Советского Союза Г. К. Жуков) продвинулись на глубину до 34 километров, разгромив 15 дивизий первого эшелона и резерва противника.

Части 1-го Украинского фронта (Командующий Маршал Советского Союза И. С. Конев) также прорвали одерско-нейсенский оборонительный рубеж, а затем предприняли попытку 3-й и 4-й гвардейскими танковыми армиями нанести удар на Берлин с юга. За три дня ударная группировка 1-го Украинского фронта, продвинувшись до 30 километров, прорвала третью полосу обороны врага и создала условия для маневренных действий.

 2-й Белорусский фронт (Командующий Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский) завершил перегруппировку и проводил разведку боем. 18 апреля была получена директива о развитии наступления главными силами на юго-запад и нанесении удара в обход Берлина с севера. Этими действиями фронт сковал противника в широкой полосе, лишив его возможности перегруппировать войска на подступах к Берлину и облегчив тем самым наступательные действия армий 1-го Белорусского фронта.

День 20 апреля 1945 года стал знаменательным тем, что именно тогда, в день рождения Гитлера, первый артиллерийский снаряд советских войск поразил цель на территории Берлина!

танк

Из воспоминаний советских военачальников

*** Маршал артиллерии Василий Казаков, Герой Советского Союза, в апреле 1945 года был Командующим артиллерии 1-го Белорусского фронта:

«Еще 13 апреля 1945 года я подписал директиву, в которой перед артиллерией фронта ставились задачи в связи с предстоящей операцией. Наряду с другими требованиями в ней содержался и призыв к артиллеристам: «Разверните подлинную борьбу среди офицерского, сержантского и рядового состава артиллерийских и минометных подразделений (всех калибров) за честь дать первый выстрел по Берлину…»

Это короткое обращение в ночь перед наступлением политработники зачитали во всех артиллерийских подразделениях. Воины каждой части, дивизиона, батареи горели желанием быть первыми в этом своеобразном боевом и почетном соревновании. В предшествовавших операциях на том или другом участке отдельные артиллерийские части отставали от пехоты: то не хватало горючего, то подводила тяга, то еще что-нибудь. И пехотинцы жаловались иногда, что артиллерия отстала. В дни Берлинской операции таких жалоб не было. Даже гаубичные артиллерийские бригады большой мощности, которым после прорыва главной полосы обороны и торопиться-то особенно было некуда, и те устремлялись вперед.

В штабе артиллерии фронта подготовили карту Берлина с четко обозначенными официальными границами. От штабов армии потребовали, чтобы они в донесениях о первом выстреле по Берлину, помимо времени, наименования подразделения и фамилии его командира, указывали координаты огневых позиций и обстреливаемого участка. После начала операции было установлено, что первый залп по Берлину произвел в 11 часов 20 апреля 1-й дивизион 30-й гвардейской пушечной артиллерийской бригады 47-й армии, которым командовал майор А. И. Зюкин (командующий артиллерией армии генерал-лейтенант артиллерии Г. В. Годин). Когда в штаб фронта поступило донесение об этом выстреле, на карту нанесли огневые позиции дивизиона и обстреливаемый им район города. (Эту историческую карту, натянутую на планшет, можно ныне видеть в Ленинградском артиллерийском историческом музее.)

карта

Через 1 час 30 минут открыл огонь по Берлину 1-й дивизион 642-го пушечного полка 2-й бригады 5-й артиллерийской дивизии прорыва. Несколько позднее в тот же день залп по Берлину произвела артиллерия 5-й ударной армии, а в 8-й гвардейской армии первой послала свои снаряды на Берлин батарея 295-го гвардейского пушечного полка».

*** Генерал-лейтенант Андрей Андреев, Герой Светского Союза, в апреле 1945 года командир 125 стрелкового корпуса 47-й армии 1-го Белорусского фронта : «Утром на высоту 94,2 юго-западнее Байерсдорфа, где на передовом командном пункте я уточнял задачу соединениям корпуса, подъехал на «виллисе» командир 30-й гвардейской пушечной артиллерийской Пражской Краснознаменной, орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого бригады гвардии полковник Иосиф Семенович Жигарев. — Товарищ генерал, — сказал он. — 1-й дивизион 30-й гвардейской бригады под командованием гвардии майора Зюкина готов дать первый залп по Берлину! — Так за чем остановка, дорогой Иосиф Семенович? Начинайте бить врага в его логове. Поздравляю вас и всех артиллеристов с этим историческим событием. — В том-то и дело, что историческим, — широко улыбнулся гвардии полковник. — Командующий артиллерией фронта генерал-полковник Казаков требует подтверждения общевойскового начальника из района огневых позиций и времени огневого налета по Берлину. — У них все точно выверено, — подтвердил находившийся рядом командующий артиллерией корпуса полковник И. А. Михеев. — Можно начинать. — Вызовите на связь командующего артиллерией фронта, — приказал я радисту. Генерал-полковник артиллерии Казаков тотчас отозвался. — Василий Иванович, здравствуйте, — сказал я. — С удовольствием подтверждаю координаты огневых позиций дивизиона гвардии майора Зюкина, находящихся в боевых порядках 125-го стрелкового корпуса. Ваши подчиненные готовы открыть огонь по Берлину! Передаю трубку гвардии полковнику Жигареву…

В 13 часов дня 20 апреля 1945 года дивизион гвардии майора А. И. Зюкина дал первый артиллерийский залп по Берлину».

О командовавшем первым залпом майоре Ардалионе Зюкине

Удостоенный произвести первый залп по столице фашистской Германии майор Ардалион Иванович Зюкин родился в Харькове. Летом 1941 года окончил Ленинградское артиллерийское училище и попал на фронт в самые первые дни войны. К 1945 году он прошел оборонительные бои в Сталинграде и наступательные в Беларуси, штурмовал Варшаву и Кюстринский плацдарм. К моменту начала штурма Берлина и майор Зюкин и его бойцы были уже очень умелыми артиллеристами, не раз отличившимися в боях.

«Вы слышали, как Жуков оставил в дураках немецких генералов? Артподготовку он начал не на рассвете, а ночью, причем били мы не по площадям, а по заранее пристрелянным целям. Ну, а потом грянула знаменитая атака при свете ста сорока прожекторов! Я это видел собственными глазами — и был не просто удивлен или восхищен, а потрясен. Тех, кто видел эту ни с чем не сравнимую картину, осталось не так уж много, но смею вас уверить, что помнить мы ее будем до последнего вздоха, — вспоминал впоследствии сам Ардалион Иванович. — Следом за передовыми частями пошли вперед и мы, артиллеристы-дальнобойщики. И вот ведь как бывает на войне, обогнав и танкистов, и пехотинцев мы первыми оказались в деревне Байендорф. Смотрю, впереди никого — ни наших, ни немцев. Года два назад мы бы струхнули: с нашими-то неповоротливыми пушками отбиваться от автоматчиков довольно сложно. Но на дворе была весна 1945-го, и мы ни черта не боялись! Я выставил охранение и приказа занимать огневые позиции. Вскоре все 12 орудий были готовы открыть огонь. Солдаты не могли удержаться от соблазна послать немцам артиллерийский подарок и написали на снарядах: «От гвардейцев Сталинграда — Гитлеру лично!» В одиннадцать тридцать я подал команду: «По фашистскому логову Берлину, гранатой, взрыватель фугасный, уровень 30-00, буссоль 42-80, прицел 750, двадцать снарядов, беглый огонь!»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 мая 1945 года гвардии майор Зюкин Ардалион Иванович был награжден орденом Ленина. В наградном листе так и было написано: «Его орудия первыми открыли огонь по Берлину».

В наши дни пушка, сделавшая первый выстрел по Берлину, находится в Санкт-Петербургском военно-историческом Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. Это 122-мм корпусная пушка А-19 №551, сделанная в 1942 году в городе Перми на Мотовилихинском заводе.

И стихи, написанные очевидцем знаменательного события

Находившийся рядом с командиром 125-го стрелкового корпуса генерал-лейтенантом Андреевым, когда тот отдавал приказ о первом залпе по Берлину, старший лейтенант Борис Обновленский, сам минометчик, под впечатлением этого момента, торжественности, которая царила на командном пункте, написал стихотворение «Снаряды мести»:

Когда помчались первые снаряды

Сорвать запоры с вражеских дверей,

Летел за ними пепел Сталинграда

И черный дым горящих Понырей.

Годами закаленная, литая,

Опережая натиск штурмовой,

За ними наша ненависть святая

Летела над проклятою землей.

А где-то там, на пункте, к телефону,

Как никогда, взволнован и устал,

Подходит командир дивизиона,

И ждет его у трубки генерал.

В его глазах тяжелый отблеск стали,

Спокойный голос в трубке не спешит,

Как сталь пружины, сжато в генерале

Суровое величие души.

— Огонь! — сверкнули грозные зарницы,

— Огонь! — и дым окутывает даль,

— Огонь! — и в сердце вражеской столицы вонзается карающая сталь.

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59