Меню

История летчика, который с ранением в голову прицельно разнес противника с высоты 250 метров

самолет
Фото: из открытых источников

Предлагаю внимательно вчитаться в один из наградных листов на нашего земляка, уроженца деревни Носовичи на Гомельщине, летчика-штурмовика времен Великой Отечественной войны Василия Коленникова.

«Смелый, волевой, отважный и грамотный летчик. Находясь над целью, хладнокровно и грамотно разит врага, несмотря на сильный огонь ЗА (зенитной артиллерии. — Прим.) и атаки истребителей. Во многих случаях искусством и хитростью выходил из-под удара ИА (истребительной авиации. — Прим.) врага. 

7.7.43 года с дистанции 200 метров т. Коленников пушечно-пулеметным огнем зажег один ФВ-190, который, перейдя в штопор, врезался в землю. ЗА (противника. — Прим.) открыла бешеный огонь, самолет Коленникова получил повреждения, сам летчик был ранен в голову. Несмотря на это он, презирая смерть и опасность, точно вышел на цель, ввел самолет в пикирование и прицельно сбросил весь груз противотанковых бомб на большую группу танков и автомашин. После этого с высоты 250 метров подверг ожесточенному обстрелу автомашины с живой силой.

Превозмогая боль, перелетел линию фронта и сел на своей территории».

летчики

Летчики-штурмовики…. Наверное, справедливо будет, если отметить, что именно они были наиболее уязвимы в боях. Достаточно сказать, что в первые годы Великой Отечественной войны летчиков-штурмовиков, сумевших выполнить 30 успешных боевых вылетов, командиры летных частей имели право представлять к высшим наградам страны.

О летчиках-штурмовиках замолвим слово

В общем-то неудивительно, что, рассказывая о летчиках Великой Отечественной войны, обычно больше внимания уделяется подвигам летчиков-истребителей, чья боевая результативность определялась по числу одержанных ими побед, да еще и отмеченных рядами красных звездочек на борту крылатых боевых машин. Успешность же боевой деятельности летчиков-штурмовиков, как, кстати, и бомбардировщиков, оценить сложнее.

А ведь именно их «работа», уничтожавшая живую силу и технику противника, являлась важнейшей для наших наземных войск: своими бомбами, реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем экипажи штурмовиков и бомбардировщиков уничтожали как позиции противника на передовой, так и тыловые объекты снабжения его войск, обеспечивали успех наступления наших пехотных частей и соединений. Не просто так на советско-германском фронте и советская, и немецкая авиации действовали в основном на малых, реже — средних высотах: ведь главной задачей летчиков обеих сторон была поддержка своих войск и уничтожение живой силы и техники противника. Этому была подчинена деятельность всех видов авиации: и штурмовиков, и бомбардировщиков, и даже истребителей. Ведь подавляющее большинство воздушных боев, проведенных истребительными авиационными полками на советско-германском фронте, разыгрывалось вокруг самолетов, идущих на бомбежку наземных позиций противника, когда истребители одной стороны изо всех сил старались не допустить ударные машины противника для нанесения прицельных атак по своим войскам. И, независимо от количества сбитых в истребительных схватках самолетов, успех или неуспех боя определялся не уничтоженными машинами, а тем, смогли ли штурмовики и бомбардировщики прицельно нанести удары по цели или нет.

Очень образно написал стихи, посвященные советским летчикам-штурмовикам той священной —Великой Отечественной — войны поэт Юрий Шелков:

Под зенитных разрывов «барашками»,

на «летающем танке» утюжили

за грехи их, фашистов, тяжкие.

Мы платили своими душами.

Поливали огнем, продираясь

сквозь пургу пулеметного шквала.

И жалели, домой возвращаясь:

уничтожили мало.

Возвращались, латали пробоины,

бинтовались в санчасти и верили,

что везучими были оба мы,

но везенье — оно качелями.

Я тот день помню красно-туманным.

Тело рвали осколочьи жала.

Дотянул. Только друг бездыханный.

Жил геройски, но мало.

самолет

Да, стремительные, хорошо вооруженные самолеты-штурмовики «Ил-2», неожиданно вываливаясь из облаков, низко плывущих над землей, обрушивали на окопы, траншеи и блиндажи немцев смертоносный груз бомб, огневую мощь реактивных снарядов, пушечных и пулеметных трасс. Они были страшной грозой для немецких танковых колонн и аэродромов.

«Летающими танками» называли советские солдаты замечательные бронированные самолеты «Ил-2». «Черной смертью» окрестили их гитлеровцы. Да, это сама смерть обрушивала на фашистских захватчиков бомбы, снаряды, пули, но самолеты-штурмовики вели летчики, люди-соколы, по велению своих сердец воевавшие в штурмовой авиации.

Одним из таких был белорус Василий Коленников.

Вехи боевого пути нашего земляка

В 1938 году Василий Коленников был призван на службу в рабоче-крестьянскую Красную армию и, окончив Вольскую военную авиатехническую школу, служил авиационным техником. Но в 1942 году Василий Коленников прошел обучение и встал в строй воздушных бойцов. Такой вот весьма примечательный факт! 

Коленников

С мая 1943 года наш земляк в качестве летчика-штурмовика на самолете «Ил-2» воюет на фронтах Великой Отечественной войны. Василий Коленников — участник Курской битвы, где 7 июля 1943 года в боях над станцией Поныри он сбил самолет «Фокке-Вульф Fw 190» и уничтожил на земле бомбами 2 немецких танка.

Затем судьбой ему было уготовано воевать и освобождать города и поселки родной Беларуси: Гомель, Речицу, Рогачев, Бобруйск, Брест. Особо отличился Василий Коленников, когда во главе группы штурмовиков «Ил-2» 21-22 февраля 1944 года уничтожил вражескую переправу через Днепр, южнее Рогачева, а 27 июня 1944-го группа капитана Коленникова совершила 4 успешных и весьма результативных боевых вылета на позиции окруженного восточнее Бобруйска противника. 

К октябрю 1944 года гвардии капитан Василий Коленников был заместителем командира эскадрильи 78-го гвардейского штурмового авиаполка 2-й гвардейской штурмовой авиадивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. К тому времени он совершил 130 боевых вылетов, нанеся противнику большие потери в боевой технике и живой силе.

награды

А 23 февраля 1945-го наш земляк был удостоен звания Героя Советского Союза!
Василий Федорович также награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, рядом медалей.

Имя на мемориальной доске

В память о летчике-герое в Гомеле, где будущий Герой Советского Союза Василий Коленников прошел курс обучения летному делу в аэроклубе, на мемориальной доске на здании ДОСААФ начертано его имя.

доска

Нашего земляка помнят и чтят в Астрахани

После Великой Отечественной войны белорус Василий Коленников не расстался с боевой авиацией и плоть до 1960 года продолжил военную службу и летную карьеру. А уволившись в запас, возглавил Астраханский аэроклуб ДОСААФ и на этом посту весьма успешно проработал 10 лет.

Память о Василии Федоровиче увековечена у стен регионального отделения ДОСААФ, на недавно открытой «Аллее воинской славы». Еще одним памятником героическому летчику-штурмовику стал почтовый конверт, выпущенный к 100-летию со дня его рождения: было запущено в почтовый оборот 100 тысяч экземпляров и на каждом конверте изображен портрет Героя Советского Союза Василия Коленникова на фоне легендарных штурмовиков «Ил-2».

самолет

А главное, что имя его живет в памяти, как родных и близких, так и нынешних воздушных бойцов:

***«Дедушка запомнился сильным, волевым, о внуках и детях думал, мы у него часто время проводили на даче. Половина детства там прошла. О войне много рассказывал, как летал, как громил танки. Дедом однозначно горжусь», — вспоминал его внук Игорь Шигидин.

***«После войны он продолжал работать в авиации, многократно приезжал к нам в летную часть на аэродром в Приволжье, на праздничные мероприятия. Проводил беседы, рассказывал о своем военном прошлом. Наше поколение сохранит память о нем», — отметил летчик Александр Лемеш.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59