Сигнал для силовиков — о контексте выхода Лукашенко с автоматом к кордону МВД
В августе 2020-го вертолет активно применяли, чтобы обойти перекрытие дорог в центре. С его помощью, например, Александр Лукашенко прибыл на МЗКТ. Кроме того, в столице с воздуха визуально оценивали количество участников акций и основные направления движения. Постоянные полеты борта над Минском тогда начали связывать с бегством руководства из столицы, нужен был яркий ответный жест.
Условным направлением «номер один» считался правительственный квартал (Совмин, горисполком, министерства, здание СИЗО в центре), куда основная масса протестующих в случае перекрытия попадала через Немигу. Если «первое» блокировалось, эта же масса могла двигаться через Немигу в сторону Дворца Независимости вдоль Комсомольского озера. Поэтому первые две недели главной точкой, от которой работали организаторы акций, была стела «Минск — город-герой». Соответственно, ее старалась контролировать и власть (музей ВОВ впоследствии обнесли колючей проволокой), чтобы исключить создание постоянно действующего лагеря на его базе.
В этом месте сложно перекрыть движение за счет удаленности зданий от парка и больших пространств, поэтому, теоретически, от стелы в тот день могло идти движение в сторону Дворца Независимости, что было отмечено Александром Лукашенко в интервью каналу «Россия». Кроме того, оттуда потом был реализован вариант с обходом Дворца и движение на бывший дипгородок Дрозды через улицу Орловскую вдоль Свислочи.
Здесь надо понимать, что «цветная революция» (а шел уже классический «мирный этап» с цветами), штурмов с оружием не предполагает. Протестующие как бы вытесняют своим движением милицейские кордоны, не применяя насилия, а те не оказывают сопротивления, если она разложена. Поэтому в первые дни была важна психологическая готовность МВД применять спецсредства и не идти на контакт с протестующими (хотя с ними во время «мирного» этапа специально фотографировались, обнимались, раздавали цветы, выставляли вперед девушек).
Полноценный штурм Дворца, как считается, был возможен в период с 9 по 11 августа. Примерно за два месяца в анархистские группировки слили так называемый план «Багратион», который описывал несколько протестных этапов, последний из которых предполагал блокирование периметра и штурм Дворца, где ночью работал оперативный штаб и находилось руководство страны. На 23 августа такой вооруженный захват уже был невозможен, но организаторы пытались организовать «мирное» движение к объекту под предлогом того, что Лукашенко якобы улетел.
Когда с воздуха примерно определили точку движения, вертолет посадили возле дворца, а Лукашенко вышел к кордону МВД с автоматом. Кадры получились яркими, хотя стрелять явно никто не собирался, автомат АКС был без магазина.
Тем самым власть решала несколько задач. На момент второй недели протестов уже прошел как контрмитинг возле Дома правительства, так и главный массовый митинг оппозиции на стеле. Стало понятно, что ситуация затянется, началась длительная борьба ресурсов, и в течение этого периода должен был произойти раскол правящей группы и переход яркого лица на сторону протеста.
За неимением лучшего таковым назначили директора театра Павла Латушку, как самого известного из «бывших», но расчет был на более весомую фигуру. Лукашенко же показывал всем своим видом, что никуда уходить не собирается и поддерживает действия МВД, а не извиняется за них и кого-то выставляет вместо себя для переговоров. Поскольку применение вертолета породило слух, что руководство бежит из страны, в отношении МВД еще и был сделан понятный жест: «Я здесь, я остаюсь с вами, вы молодцы».
Символ понятен и знаком любому человеку родом из советской культуры. Что было символической противоположностью действиям Януковича, который как раз-таки убегал из Киева на вертолете.