Дрон-рейсинг: за ним ли военное будущее?
Подготовка операторов БЛА при поддержке ДОСААФ уже запущена во многих учреждениях страны: был создан специальный класс в Минском суворовском военном училище (далее — МСВУ). Аналогичный класс в ближайшей перспективе появится и на военном факультете в БГУИР, в Мозыре была открыта первая в Гомельской области секция по дрон-рейсингу.
К людям, уже выбравшим стезю военной службы, и более серьезное отношение. В частности, курсанты военных факультетов обучаются в 927-м центре подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов (БАК). Для совершенствования образовательной деятельности создается специализированная кафедра в Военной академии Беларуси.
Впрочем, куда интереснее поговорить именно про суворовцев. Парни вроде и молодые, но осознанно надели на себя китель, пришив к нему алые погоны.
Суворовец, чекань свой гордый шаг!
В МСВУ класс для обучения дрон-рейсингу появился только в этом учебном году. Открывал его лично министр обороны генерал-лейтенант Виктор Хренин, который неоднократно говорил об ускорении подготовки кадров в сфере беспилотной авиации.
Дрон-рейсинг — стремительно развивающийся и высокотехнологичный вид спорта, которые подразумевает соревнования посредством гоночных дронов.
Подготовка суворовцев состоит из двух этапов: компьютерный тренажер, где при помощи джойстика можно ощутить масштаб беспилотника и понять азы управления; и непосредственно практика с препятствиями в специально подготовленном кабинете.
Есть с кого брать пример
Майор Роман Викулов как преподаватель также старается не отставать от своих подопечных и современных военных трендов, постоянно упражняясь и улучшая навыки.
— Когда только появился дрон-рейсинг, мне приходилось учиться вместе с суворовцами. С ними были первые полеты, обретение каких-то базовых навыков — в общем, постигали азы. Сейчас, скорее, мы просто совершенствуемся. Всегда нужно учиться, особенно в такой профессии, как у меня, где молодое поколение смотрит на тебя и берет пример.
Офицер не скрывает, что сегодня талантливая молодежь начинает уже превосходить его в управлении дронами — в прямом смысле схватывая все на лету.
— У нас обучаются талантливые и очень умные парни, поэтому с ними никогда не было проблем. Наоборот, они очень быстро все усваивают.
Занятия по дрон-рейсингу — обязательный для каждого суворовца факультатив. Это дает огромное преимущество, так как необходимыми навыками будут владеть все без исключения выпускники.
Такой подход дает плоды:
— Еще в прошлом учебном году нам удалось занять 7-е место из 27 на соревнованиях по дрон-рейсингу в Оренбурге. Хочу отметить, что на тот момент у нас не было специализированного класса, приходилось заниматься отдельно в ДОСААФ. Думаю, теперь у нас будут все шансы подниматься на более высокие места.
Перспективы видны
Класс еще в процессе совершенствования, но совсем скоро пополнится новыми образцами и расширит возможности компьютерных тренажеров. Более того, новые беспилотники позволят учащимся отрабатывать не только полеты, но и тренировать сбросы боеприпасов.
Дрон-рейсинг для суворовцев — это, скорее, открытие нового вида спорта и соревнований. Однако никто не скрывает, что такие навыки можно применять и в других отраслях: например, будучи оператором БЛА на передовой или же работая в органах пограничной службы, отлеживая при помощи беспилотников нарушителей.
В планах, конечно, и более сильная подготовка к международным соревнованиям. Чтобы белорусы не просто в их участвовали, но и занимали призовые места.
Почему все-таки дроны важны? Уже давно это не просто аппарат для съемки свадеб и других мероприятий. В случае военных действий, если не будет дронов, то не важно, сколько у вас ракет, танков и самолетов. Современные тренды, выявившиеся в ходе проведения СВО, понимают и в Беларуси.
— На мой взгляд, будущее в военной отрасли — именно за беспилотниками. При помощи их можно поражать дорогостоящую технику, при относительно дешевой стоимости самого БЛА. Также один из главных плюсов — оператор находится на безопасной дистанции. За счет этого его сложнее найти, он может спокойно выполнять свою работу, — считает майор Викулов.