Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Белорусский продовольственный монблан — как появились магазины «Друзья» в Клецке

Белорусский продовольственный монблан — как появились магазины «Друзья» в Клецке
Фото: автора

Эволюция белорусских продуктовых магазинов, стартовавшая в начале девяностых прошлого века, казалось бы, уже давно завершилась. Универсамы в стиле столичного «Фрунзенский» на заре белорусской независимости покупателей реально пугали — огромными полутемными залами, полупустыми полками. Потом пришли «Рублевские», «Радзивилловские», «Соседи», «Евроопт»…

Чтобы убедиться, что магазины перечисленных торговых сетей — не пик развития торговли, а лишь очередной (и незначительный) шаг на ее долгом и тернистом пути, следует побывать в Клецке. И заглянуть там в один из магазинов «Друзья». Только тогда вы поймете, как должен выглядеть белорусский продовольственный монблан.

Но сначала немного отвлечемся, чтобы узнать, как подобный торговый шедевр (без иронии) появился на свет. В конце концов, не с бухты-барахты приходит в голову мысль открыть продуктовый магазин…

Предпринимателю с 15-летним стажем Денису Алексейчику она пришла совершенно случайно.

— Клецк — городок небольшой, полностью и во всем всегда меня устраивал. Тем не менее возникали моменты, когда чувствовался дискомфорт. Каких-то продуктов, которые я предпочитал, в городе отродясь не было и за ними приходилось ехать в другие, как правило, областные центры. К примеру, за рыбой палтус, которая до Клецка никогда не «доплывала». Не было никогда в магазинах Клецка и «Докторской», которую делал (и продолжает делать) по рецептуре 1936 года один только Бобруйский мясокомбинат. Обожаю живое пиво Beaver, его тоже до Клецка никогда не довозили… Как так? Ведь эти продукты должны любить все!

Так возникла у Дениса Леонидовича шальная мысль: в магазине «Мясные ряды» (под его крышей торговали несколько продавцов) организовать «полочку» с продуктами, о которых мечтает, как он думал, каждый человек. Сам ездил за товаром, сам его отбирал. Но прибыли никакой не оказалось. Были одни убытки.

— Невозможно описать, какое я тогда испытал разочарование. Все мои ожидания — прахом. Тем не менее с профессиональной точки зрения меня сильно это задело. Руки не опустил, появилось что-то наподобие спортивной злости, потребность доказать, в первую очередь самому себе, что — смогу, и мой магазин будет востребован у покупателей.

Но сначала были проанализированы ошибки. Главная среди них: не следует «прилипать» к чужим потокам, потоки следует создавать свои. Где был установлен прилавок? Там, куда люди шли за максимально дешевым продуктом… Поток за «самой дешевой курицей» был сформирован. Палтус и Beaver смотрелись в этом потоке — противоестественно. Чуждая для них среда.

В итоге практически в самом центре Клецка, на улице Советской, в здании бывшей ремонтной мастерской, после внутренних обновлений и благоустройства территории вокруг, появился магазин. И место, которое ранее горожане старались пройти или проехать «по-быстрому», стало центром притяжения.

— Мы создали свой поток, — говорит Денис Алексейчик. — И сегодня приятно наблюдать, как в сезон ягод сюда приезжают фермеры, ставят на нашу стоянку свои машины и продают ту же клубнику. Они знают: это самое «рыбное» место в городе, ежедневно сюда приходит не менее пяти тысяч человек.

Но — заглянем в магазин «Друзья».

Первое впечатление — шок. Приятный.

Когда по пути слушал Дениса и директора магазина Ольгу Максименко про освещение, про оборудование, про ассортимент товаров и прочее, это были просто слова. Но когда вошел в магазин, понял: слова подкреплены — делами.

Очень трудно в нынешнем продуктовом изобилии чем-то кого-то удивить. Но если вы впервые попадете в магазин «Друзья» — однозначно удивитесь. И поймете, чтó значит отбор товаров по предпочтениям клетчан; чтó значит брать у поставщиков лишь то, что пользуется спросом.

— Мы не берем от поставщиков бонусы, — говорит Ольга Васильевна. — Нам не нужны «откаты» и маркетинговые оплаты за место на полке «на уровне глаз» или за близость товара к кассе. Мы даем предоплату, готовы брать какие-то объемы на склад, заниматься продвижением новинок… Главное — чтобы хорошая цена соответствовала качественному продукту.

В скором времени очередной магазин «Друзья» откроется в Несвиже. Обещает удивить экспериментальным форматом

Как такого добиться? Да очень просто. Допустим, какой-то мясокомбинат производит полсотни наименований продукции. Могут быть все 50 наименований — удачными? Однозначно нет. Треть будет «пальчики оближешь», вторая треть — «как все», а последняя — вообще «так себе». Именно то, что относится к первой трети, можно найти в магазине «Друзья». Вы не поверите, но выбор из десятка продуктов, идеальных по качеству, обеспечить в разы легче, чем из полусотни разных по качеству.

— Ради ассортимента и качества мы чуть не за руку приводим в наш магазин поставщиков, которые никогда в Клецке не бывали. А потом они идут от нас в другие магазины — в том числе и сетевые — и говорят: «Мы в «Друзья» товар возим. Хотите, и вам привезем?» То есть следом за «Друзьями» качество работы всех магазинов районного центра растет как на дрожжах…

Отрадно, что со стороны местных властей поддержку «Друзья» ощущают не только на словах.

Как отмечает Денис Алексейчик, исполком поддерживает все начинания, содействует в согласовании проектных работ.

— На участке в районе магазина, что на Советской, машины с «домагазинных» времен разгонялись до 100 км, и как начали работать «Друзья» — продолжали. А когда рядом поставили табачный киоск, появилась новая напасть: водители могли остановить свое авто в любом месте и пойти за сигаретами. Теперь здесь организован пешеходный переход к магазину, установлены «лежачие полицейские», аварийность сошла практически на нет. Все сделано за счет городского бюджета.

Сейчас исполком дал разрешение на увеличение площади стоянки возле третьего магазина сети «Друзья» в Клецке (ул. Ленина, 71) и помог с проектной документацией. А местное ДРСУ-212 оказывает помощь с реконструкцией. Как видим, клецкие друг друга — поддерживают.

От магазина к магазину уровень «Друзей» — и без того запредельный — подрастает. В третьем магазине появилось то, чего не было в первых двух: собственная кухня. Здесь готовят пиццу, роллы, салаты, горячее, блюда под заказ, на витрину, к праздникам, к обеду…

***

Сегодня почему-то принято считать: мол, есть что поесть — и хорошо. На самом деле — нет ничего ужаснее, чем есть одно и то же. Чтобы понять эту простую истину, достаточно побывать в одном из магазинов «Друзья» в Клецке. Может, потому и сами клетчане куда приятнее минчан, гомельчан, витеблян и жителей прочих белорусских городов, что в их городе есть «Друзья»?

Частное торговое унитарное предприятие «Гроу Рич»,

222648 Клецкий район,

д. Рубеж, ул. Центральная, 1, к. 2,

тел. +375 (1793) 6-21-01,

УНП 691348397

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59