Светофор погас — ГДР рулит: АдГ готовится к власти, а старые партии к оппозиции

Завершились досрочные парламентские выборы в Германии — 630 мест в Бундестаге распределились следующим образом: 152 мандата получили крайне правые «Альтернатива для Германии», 64 — крайне левые «Die Linke». Между ними старые политические элиты загсы в «болото». Этот термин пришел к нам из истории Французской революции, впервые появившись в 1789 году в Национальном собрании Франции. Так называли тех, кто не определился: консерватор он или за реформы.

Среди центристских партий ФРГ сегодня тоже есть какая-то неопределенность: куда двигаться Германии. Из предыдущей «светофорной коалиции», канцлера Олафа Шольца, в парламент не прошли либералы — Свободные демократы не преодолели 5%-й барьер, потеряли мандаты и другие участники правящей коалиции, превратившись в меньшинство: Социал-демократическая партия Германии получает лишь 120 мест в Бундестаге, Союз 90/Зеленые — 85. Победителями гонки стала оппозиция: блок правоцентристских партий ХДС/ХСС, получил 208 мест в парламенте и первоочередное право формировать правящую коалицию.
Будущий канцлер Фридрих Мерц заявил, что собирается сформировать правительство уже к Пасхе, до 20 апреля. Но и кандидат в канцлеры от АдГ Алиса Вайдель назвала второе место своей партии «историческим успехом» и тоже заявила о готовности обсуждать вопрос формирования коалиции. Несмотря на первое место, Фридрих Мерц не получит самостоятельного большинства в Бундестаге, для этого нужно иметь 316 голосов.

Он заявил ранее, что ХДС/ХСС не будет формировать коалицию с ультраправыми, поэтому вероятным членом коалиции считается СДПГ. С другими партиями не хватает голосов в Бундестаге. Без участия Шольца или Вайдел никакой коалиции у Мерца не будет. Можно замутить на троих с Зелеными, но вряд ли крайне левые к нему примкнут. Новый Бундестаг соберется не позднее 25 марта, а Мерц уже начал переговоры с СДПГ о срочном увеличении оборонных расходов ФРГ, прежде чем новый состав Бундестага приступит к работе.
Планы будущего канцлера на увеличение военных инвестиций столкнутся с непреодолимыми проблемами после того, как партии, которые выступают категорически против милитаризации, получат блокирующее меньшинство в новом парламенте: 152 + 64 = 216 из 630. Партии войны не располагают двумя третями голосов, необходимыми для необходимого смягчения конституционных ограничений на государственный долг.
В новом составе Бундестага второй по размеру станет фракция «Альтернатива для Германии». Если она и не войдет в правящую коалицию с ХДС/ХСС, то станет лидером оппозиции. А если другие партии будут и дальше подвергать АдГ обструкции и чинить препоны в Бундестаге при замещении постов вице-спикера и председателей парламентских комитетов, то максимум через четыре года или раньше партия сможет самостоятельно набрать необходимое большинство. «В ближайшие годы мы обгоним ХДС», — уверена Алиса Вайдель. С таким прогнозом согласны и многие немцы, вовсе не разделяющие программные и идеологические установки «Альтернативы для Германии».
Сдавленная войной и санкциями экономика ФРГ оставляет желать лучшего, новому канцлеру следует думать не об увеличении расходов на оборону, а о будущей коалиции. Немецкий Бундесбанк впервые заявил об убытке с 1979 года, и он оказался рекордным — 19,2 миллиарда евро за прошлый год. Банк не сможет внести средства в государственный бюджет, что уже требует сокращения расходов федерального правительства. А еще в 2024 году и ВВП Германии упал на 0,2% и продолжит падать если останутся санкции, а это тоже обещает сокращение бюджета.

Основная идея ХДС/ХСС — «меньше социализма и больше капитализма» — указывает на то, что сокращение будет за счет социальных программ, что тут же подрывает все рейтинги социалистам, если они войдут в правящую коалицию. Поэтому большинство в парламентском болоте может быть неустойчивым и привести к выходу любой из партий из нее и недоверию правительству. Шольц оставил в кабинете свои грабли будущему канцлеру.
А политические предпочтения в Германии очень быстро меняются. Партии, которые на прошлых выборах и формировали правящую коалицию, набрали теперь в сумме почти тот же результат, что и аутсайдеры той гонки. Зато основанная в 2013 году евроскептиками крайне правая АдГ переместилась с шестого на второе место. У политического центра, возможно, остался последний шанс изменить вернуть доверие немецких избирателей, предотвратив дальнейший сдвиг их предпочтений вправо.
Но для этого им нужна более вменяемая международная повестка и правильные приоритеты. Боюсь, со старыми политическими элитами и лечо с Мерцем это невозможно. Обсуждать будущее Европы вице-президент США Джей Ди Вэнс предпочел с Алисой Вайдель в Мюнхене. Она тесно общается и с представителями Китая, с которым не очень ладились отношения у немецкого МИД. Сверхдержавам более близки консервативные ценности, чем неолиберальная повестка ЕС.
За сравнительно молодые новые партии (правую АдГ и левую «Die Linke») голосовало больше всего молодежи. К следующим выборам их процент увеличится. Соцсети тоже сыграли немаловажную роль в приходе на голосование молодежи. Молодые люди, видя войну в режиме онлайн и то, как Германия туда стремится, испугались будущей политики милитаризации страны и призыва в армию. В результате в Бундестаге теперь складывается антивоенный союз правых и левых и блокирующее меньшинство.
Немаловажно, что успеха крайне правые добились на востоке, в бывшей ГДР, где они одержали победу в 45 из 48 избирательных округов, получив там до 40% голосов избирателей. Осенью они показали хороший результат на региональных выборах в восточных землях ФРГ, видимо, это тоже как-то связано с отношением немцев к войне в Украине, на которую поставили свою репутацию традиционные партии ФРГ, хранившие в шкафу скелеты холодной войны.
Беженцы с Украины ложатся тяжким бременем на местные бюджеты земель, пока федеральный бюджет расходуется на закупку и поставку оружия. На фоне этого зрело недовольство и поддержка тех, кто предлагал простые решения, такие как прекращение войны и возвращение беженцев обратно. Закат неолиберальной западной политической культуры в Германии ведет немцев к возрождению своих традиций в ГДР. «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!» — говорит сегодня АдГ всем парламентским фракциям Бундестага, готовясь к эстафете следующей гонки, где намерены улучшить свой результат.

А будущую коалицию Мерца ждут сложности уже на этапе становления. Эмигрантские сообщества в Германии поддержали Шольца, испугавшись законодательных инициатив ХДС выдворять новых мигрантов из страны и не давать право на убежище тем, кто напрямую не прибывает в ФРГ. То есть почти никому. Всем, кто не высадился на берег с Северного моря или не прилетает самолетом, нужно пересечь транзитом как минимум одну из стран ЕС. Поэтому Берлин стал отдельной территорией политических предпочтений: там победили на этих выборах СДПГ и левые, потому основном «новые немцы», которых не устраивает такая миграционная политика правых, сосредоточены именно в столице.
Канцлер ФРГ Олаф Шольц признал поражение на выборах. «Это горький результат выборов для Социал-демократической партии, это поражение», — сказал он в обращении к своим соратникам. Социал-демократы во главе с Олафом Шольцем показали наихудший результат со времен мировой войны, но следующий результат может быть еще хуже.
Шольц заявил, что не уходит из политики и решительно выступил против крайне правых сил у власти, подчеркнув, что «этого нельзя допустить». Не допустить этого или новых досрочных выборов, где АдГ может улучшить свой результат, можно лишь войдя в коалицию с ХДС/ХСС. Но миграционный кризис никуда не уйдет, как и все проблемы в экономике, и напрашивается вопрос: чьи избиратели будут обмануты?

В любом случае на следующих выборах коалицию старых противников ждет такой же «светофорный успех», как и предыдущую. Обе партии вместе будут уходить в оппозицию. Илон Маск лично поздравил Алису Вайдель с тем, что ее партия заняла второе место. Очевидно, Белый дом усугубит немецкий кризис, чтоб ускорить день, когда она получит первый результат.
В федеральном бюджете уже не хватает денег на войну, правительство будет вынуждено искать способ урезать траты. Но Мерц дал понять, что полон решимости увеличивать любой ценой оборонные расходы ФРГ, даже еще не будучи канцлером. Но нужно ли платить СДПГ эту цену если урежут социальные выплаты? Не проще ли им избавиться от Шольца, который привел их к поражению?
Делегаты съезда партии практически единогласно в январе приняли предвыборную программу с упором на социальную справедливость и инвестиции. В том документе также обвиняли возможных будущих союзников из ХДС/ХСС в желании «свести на нет достигнутый прогресс» в этой сфере. Коалиционный договор должны одобрить съезды партий, прежде чем коалиция будет сформирована и получит право выбрать канцлера.

В ночь выборов к штаб-квартире АдГ пришли около 20 тысяч протестующих, и их едва сдержали полицейские. Любопытно, сколько избирателей подойдет к тому месту, где будет проходить съезд Социал-демократической партии, и сможет ли полиция их сдержать? Напомним, что за Шольца проголосовал Берлин, и избиратели почувствуют себя обманутыми, если в итоге их голоса приведут в правительство тех, против кого они голосовали.
Если СДПГ все же предпочтет досрочные парламентские выборы, они сохранят провал политики старых политических элит и запрос на свежие тренды. Партии, которые вышли на федеральную сцену из ГДР, поверили в свою силу и не считают себя больше немцами второго сорта, которых можно только учить. Если сразу после обеднения вся гремя стала западной ФРГ, то на следующих выборах может возродиться она после политического кризиса как Германская демократическая республика, минимум в своей политической культуре.
Рекомендуем

