«Зроблена ў Беларусі» — эти слова во многих странах мира являются сигналом: «Надо брать!»
В Республике Беларусь работает межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров. Членами межведомственной рабочей группы по развитию промышленного туризма являются и специалисты концерна «Белгоспищепром». Сегодня мы обратились к пресс-секретарю концерна Раиса Мелешевич с просьбой рассказать об экскурсионных программах на предприятиях.
—10 предприятий концерна «Белгоспищепром» готовы предложить экскурсионные программы, позволяющие ознакомить всех желающих с историей становления и развития производства, а также производимой продукцией. Довольно давно (за исключением периода ковида) проводятся экскурсии на ОАО «Лидапищеконцентраты», ОАО «Мозырьсоль», ОАО «Красный пищевик», УП «Полоцкие напитки и концентраты», ОАО «КФ «Слодыч», СОАО «Коммунарка», СП ОАО «Спартак», ОАО «Криница», ОАО «Минский завод игристых вин». 4 апреля текущего года состоялась первая экскурсия на ОАО «Минский маргариновый завод», и на сегодня предприятие посетило уже более 300 человек.
— Каково соотношение платных и бесплатных экскурсий?
— Точную цифру приведу по «Коммунарке»: с начала года уже принято более 15 тысяч человек, из них — более 1 тысячи 100 человек — на безвозмездной основе.
При этом скажу, что платные экскурсии приносят пользу предприятиям и позволяют развиваться: например, экскурсионные туры на ОАО «Минский завод игристых вин» начали проводиться 2023 году, а 21 марта текущего был открыт новый дегустационный зал, и место получилось довольно атмосферным.
Разумеется, часть экскурсий проводится и будет проводиться на безвозмездной основе. Например, в Первомайском районе г. Минска проходит акция «Лето — пора активная» с целью организации досуга и занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. В ходе акции подростки ежедневно посещают спортивные, культурные объекты района, в том числе социально значимые. Экскурсию для этих ребят и сопровождающих их взрослых сегодня провела пресс-секретарь ОАО «Минский маргариновый завод» Александра Гончарова. И это далеко не единичный случай. Бесплатные экскурсии организуют многие наши предприятия, чтобы увлечь ребят, рассказать им о становлении и развитии предприятий, сложном появлении первой продукции.
— Таким образом занимаетесь профориентационной работой?
— В том числе. А в целом скажу, что цели посещения туристов могут быть разными: познавательными — стремление увидеть легендарное предприятие, деловыми – приезжают делегации для налаживания сотрудничества, профориентационными — молодежь хочет присмотреть место, куда со временем сможет пойти работать. На «Коммунарке» от работников не раз доводилось слышать о том, что работать на кондитерской фабрике — это было мечтой детства.
Но и сами предприятия получают не только материальную пользу: например, в 2024 году специалисты ПУП «Полоцкие напитки и концентраты» экскурсантам начали предлагать к заполнению дегустационную карту с выставлением баллов за главные показатели качества продукции. Работники лаборатории, анализируя их оценки, составляют мнение о предпочтениях людей.
— Каким образом чаще всего организована экскурсия?
— Маршруты экскурсии продуманы до мелочей и учитывают все требования техники безопасности на производстве, поэтому первым делом — инструктаж. Экскурсию, как правило, предваряет просмотр имиджевого фильма, чтобы донести до каждого важную историческую информацию. Гости посещают цеха, смотрят в режиме реального времени, как производится продукция. После, как правило, идет дегустации, а в конце — вручение вкусных подарков. На некоторых предприятиях разработаны и реализуются интерактивные программы.
— Дегустация продукции проходит в том числе и на «МЗИВе»?
— (Смеется). Тут Вы меня подловили! На ОАО «Минский завод игристых вин» экскурсии разрешены только для совершеннолетних лиц, потому что и там предусмотрена дегустация продукции. Дегустационные емкости довольно небольшие, но зато как сразу загорается глаз у каждого из гостей! А вот «СПАРТАК», «Слодыч» и «Коммунарка» с удовольствием приглашают и школьников: их сладкая продукция нравится всем от мала до велика. Поэтому расписание уже составлено на месяцы вперед, причем запись ведется на сайте предприятий, никуда ходить не нужно.
— Налаживают ли предприятия сотрудничество с туроператорами?
— Да, конечно. Продвижение промышленного туризма во время участия предприятия в государственных выставках и ярмарках происходит в ходе общения с посетителями выставок, там же происходит и установление деловых контактов с туроператорами. Например, специалисты ПУП «Полоцкие напитки и концентраты» заключили 10 долгосрочных договоров с туроператорами из нашей страны и 1 договор с турагентством из Санкт-Петербурга.
И в целом наша цель — формировать потребительский патриотизм: показывать, что белорусы производят качественную, вкусную продукцию, которая высоко ценится на международном рынке. Надпись «Зроблена ў Беларусі» — эти слова во многих странах мира являются сигналом для потребителя: «Надо брать!» Поэтому мы рады, что можем подарить экскурсантам уникальную возможность узнать секреты производства нашей замечательной продукции, хотим быть интересными и полезными, чтобы каждый смог вынести для себя нужную информацию.
А какое количество интересных людей мы видим на экскурсиях! Возьмем для примера «Слодыч» и проанализируем, для кого были проведены экскурсии с начала года: для студентов китайской кафедры БГУ, для детей ОО «Белорусское общество глухих», для студентов учреждений образования Министерства внутренних дел, для сотрудников Министерства экономики, для работников СООО «Конте Спа», для делегации из Китая. И каждый раз — это общение, полезное для обеих сторон. Мы что-то узнаем новое для себя, а экскурсанты — пополняют свой багаж знаний.
Ну и, конечно, работа наших предприятий отмечена грамотами. Например, в республиканском туристическом конкурсе «Пазнай Беларусь» в 2023 году руководством ПУП «Полоцкие напитки и концентраты» получена грамота в номинации «Объект промышленного туризма».