БРИКС: этапы становления цивилизационной платформы
Архитектура мировых взаимоотношений. Стили и направления для нее разрабатывают в одном бюро и его филиалах. И похоже там у них кризис. Новые идеи и концепты предложить не могут, а старые вышли из моды. Мировое большинство требует новых решений мироустройства. И, если всю эту систему можно представить в виде какого-то сооружения, то явно, что стены дали трещину.
БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и позже Южно-Африканская Республика. Название напоминает о странах-основателях и созвучно с англоязычным смыслом кирпичики. Но это было на заре создания, когда БРИКС была отведена роль кирпичиков в стене глобального доминирования. Действительно, изначально философией БРИКС было желание больших по территории и населению стран мира заметно интегрироваться в глобальную экономику. Впрочем, и рождение это платформы произошло на площадке экономического форума в Петербурге. Сейчас речь идет о БРИКС как новой цивилизационной платформе.
Кирпичики в справедливое мироустройство или камень в огород англосаксов
Теперь уже принято говорить о БРИКС+. И это знак прибавления означает десятки государств мира, готовых к созданию новой архитектуры отношений. С трансформацией валютной системы, а значит снижением политического давления и экономического шантажа. Хотя по паритету покупательской способности БРИКС обходит вместе взятые большую семерку и Евросоюз. Но дело не только в экономике. Дело в мировом запросе на справедливость. Система множества полюсов — выход из нового витка мировых противоречий. Уникальность БРИКС — площадка для различных самобытных цивилизаций с равноправным статусом. Уже давно звучит недовольство в сторону англосакского гегемонизма, но надо было найти такую площадку, на которой могли бы объединиться все «провинции» мира против диктатуры «столиц» Лондона, Вашингтона, Брюсселя. И этим местом стала Казань. XVI саммит БРИКС стал завершающим мероприятием председательства России в БРИКС.
Но и оценка саммита БРИКС как демонстрации Кремлем прорыва мировой блокады поверхностна. У Казанской декларации далеко идущие планы. Создать мир справедливых отношений. Об этом даже говорят лидеры непровластных партий Европы. А по последним прогнозам западного финансового института МВФ, мировая экономика в ближайшие пять лет будет полагаться на страны БРИКС больше, чем на государства G7.
На разных языках звучит одна и та же мысль. Девальвирование западных институтов. И ожидание открытия новой геополитической Атлантиды. Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин подчеркнул: «Мы должны быть основой силой общего развития, активно участвовать и возглавить реформу глобальной системы экономического управления, а также способствовать тому, чтобы развитие было помещено в центр международной экономической и торговой повестки дня».
К одному из оплотов многополярности готовы присоединиться около четырех десятков стран. Именно на этом саммите занялись подготовкой новой для БРИКС модальности — категории «государство-партнер». Тон БРИКС полностью соответствует политике официального Минска. И Беларусь уже давно вовлечена в этот мировой процесс. Президент констатирует: «За небольшой по историческим меркам период Объединение стало центром притяжения. Именно с ним все больше и больше стран связывают свои представления о справедливом мироустройстве. Таком, где обеспечивается равенство суверенных государств независимо от их размеров, военной и экономической мощи. Где признается право каждого самостоятельно определять идеологию развития и проводить независимую внешнюю политику. БРИКС — это сообщество будущего. По своему потенциалу оно может приблизить конец истории доминирования Запада, который оказался неспособным нести ответственность за цивилизованное развитие международных отношений. В силах государств-участников БРИКС сделать так, чтобы реальные рычаги влияния перешли в руки прогрессивного мирового большинства. Мы полностью разделяем философию БРИКС. Беларусь идет к вам с конкретными идеями и проектами, призванными содействовать решению общечеловеческих проблем.
Надо понимать, что БРИКС — это «кирпичики» в справедливое мироустройство, но ни в коем случае не камень в огород англосаксов. Люди мира хотят справедливости, равноправия. Хотя «совет» старейшин определил лишь статус «партнера» для 12 государств, желающих идти по одному пути. Центральным событием заключительного дня глобальной саммита стала встреча в формате БРИКС плюс аутрич. Название напоминает о странах-основателях и созвучно с англоязычным смыслом кирпичи. Плюс аутрич — новомодным понятием обозначили десятки новых стран с большими амбициями.
Беларусь — БРИКСу, БРИКС — Беларуси
Мир большой, что делить? За одним столом в Казань Экспо поместились почти сорок лидеров, либо представителей государств. Инициативы партнера БРИКСа — Беларуси понятные и емкие. Они известные в мире:
— Первое. Безопасность. Взаимное уважение, неделимая безопасность, гарантии странового развития без конфронтации и противоборства — вот те принципы, на которых необходимо строить новый миропорядок. На протяжении многих лет мы прилагаем практические миротворческие усилия в своем регионе. «Минская площадка» с 2014 года стала символом настойчивых попыток найти разумное решение украинского конфликта и укрепить систему европейской безопасности. Эти усилия мы прилагаем и по сей день. Второе. Устойчивое развитие. Для многих стран глобального большинства, как и для нас, особенно актуальна задача построения устойчивых, экономически самодостаточных государств при отсутствии больших запасов природных ресурсов, географических и климатических преимуществ. Беларусь с этим успешно справляется. Мы готовы предложить свой уникальный исторический опыт, как стать сильнее самим и сделать сильнее других. Как вопреки санкционному давлению и попыткам цветных революций сохранять и приумножать человеческий потенциал, обеспечивать высокие социальные стандарты и достойное качество жизни, коммерциализировать инновации и быстро осваивать технологии, — заявил Александр Лукашенко. Это все, что условно можно назвать минской правдой.
Но большая политика начинается не в полях саммитов, а с обычных полей. Тех самых, что постоянно инспектирует Президент. Борьба с вымочками, требование к культуротехнике и соблюдение технологий мелиорации. Инициативы Минска — это не просто набор красивых терминов. Они не оторваны от земли. Хотя и связаны с космическими высотами. Лидер Беларуси предложит:
— Борьба с голодом, бедностью, последствиями изменения климата. Беларусь — один из ведущих мировых экспортеров удобрений, широкого спектра продовольственных товаров, сельскохозяйственных машин и технологий. Мы вносим свою лепту в обеспечение продовольственной безопасности в мире. Готовы взаимодействовать с коллегами в области аграрной науки, по вопросам адаптации сельскохозяйственных культур к изменениям климата, мелиорации и вовлечения земель в сельхозоборот. Четвертое. Гуманитарная сфера. Белорусское образование ценится в мире: за дипломами по самым востребованным и современным специальностям к нам приезжают представители более 110 стран. Важным фактором успешного развития нашего суверенного государства являются сильные научные школы. Среди приоритетов — энергоэффективные технологии, наноматериалы и новые источники энергии, промышленные биотехнологии, медицина и айти. Беларусь также наработала ряд компетенций в аэрокосмической области.
На перспективу белорусский райдер для объединения мирового большинства:
— Мы готовы стать активным участником Объединения. Республика Беларусь — традиционно ответственный и эффективный партнер. Географическое положение в центре Европы, опыт и достижения позволяют с уверенностью говорить о том, что Беларусь станет еще одним важным пазлом в складывающемся образе будущего БРИКС, — подчеркнет Лукашенко. — Участие нашей страны расширяет границы возможностей Объединения, делая его более универсальным и всеобъемлющим. Со многими мы имеем уже длительную историю успешного сотрудничества. Теперь мы можем дополнить наши наработки на двустороннем треке новыми достижениями в интеграционном формате. Минск подтверждает полную готовность к полноправному членству в БРИКС.
Это называется потенциал геополитики. Но, зная позицию президента, даже такие высокие мотивы мы пытаемся, что называется приземлить. Международный статус капитализировать. Безусловно, саммит БРИКС — это десятки двустронних встреч лидеров государств. Еще ранее Президент поручил МИДу организовать ряд таких переговоров. Сет этого визита в Россию шесть двухсторонних встреч. Именно вот с таких встреч и начинаются новые экономические проекты, открываются новые производства, а значит растет благосостояние людей.
И аж шесть интервью. За яркими и смелыми заявлениями Президента — наши коллеги буквально охотятся. Уже паркетная традиция саммитов в России, когда к Лукашенко подошли Павел Зарубин, Ольга Скабеева. Среди плеяды медиа-звезд русскоязычного сегмента «Известия» и Центральное телевидение. Журналистов оттесняли политики. После встречи с коллегой из Ирана Александр Лукашенко позже вернулся к интервью для НТВ. Глобально самым острым было общение с хорошо знакомым журналистом мировой информационной корпорации — Стивом Розенбергом из ВВС. Среди десятков лидеров Лукашенко ньюсмейкер саммита. Среди тех к тому интересен белорусский лидер — телеканал CGTN — китайская глобальная телевизионная сеть.
То, что сказал Лукашенко, стало не менее интересным и обсуждаемым, чем кулуары саммита. Наш Президент раскритиковала осторожность БРИКС. Турцию оставили со статусом «партнер». А между тем в дни работы из Турции пришла скорбная новость — совершен теракт. Но лидер единственной страны НАТО на этом саммите не покинул БРИКС. А вот президент Бразилии лично не приехал на саммит, а его коллега из Индии уехал, не дождавшись завершения.
Все-таки здесь присутствует осторожность затмить собой ООН, и раздразнить Запад. Некоторые хотят быть со всеми, или же сами неуверены в своих силах. Но ведь именно им и создавать эту новую мощную силу.
БРИКС как явление в геополитике
Оппоненты БРИКС заявляют: это не организация, а просто площадка. Но другой такой площадки у мира нет. Вестфальскую систему международных отношений разрушила Вторая мировая война. Ялтинско-Потсдамское мироустройство дискредитировали англосаксы. Сейчас идет речь о зарождении новой философии международных отношений — БРИКС.
Главное, чтобы БРИКС не превратился в очередной открыточный проект глобализации. У коллективного Запада будет своя площадка, у всех остальных своя. С одной и той же философией, модной локацией для демагогии.
На саммите звучали знаковые заявления, разные подходы и суверенные мнения. Здесь собрались представители 35 стран мира, которые устали от диктатуры Запада. Правда говорить о полном единогласии рано. Хотя всех объединила фраза, сказанная Генсеку ООН нашим Президентом: «Нам, Антонио, очень нужен мир».
Если продолжить смысловой и образный ряд про геополитический климат и заокеанскую кухню погоды, то именно волжский бриз БРИКСа стал самым заметным потоком свежего глотка на затхлом пространстве мироустройства.