Почему два Кипра: очередной замороженный конфликт Евросоюза
Обстановка вокруг острова Кипр довольно странная. Ведь одну часть контролирует Республика, а вторую — частично признанная Турецкая Республика Северный Кипр (ТРСК). Почему этот конфликт до сих пор не решили, и причем здесь Турция, в материале корреспондента «Минской правды».
Кипр — маленькое островное государство в восточной части Средиземного моря с населением 1,2 миллиона человек. Отличает его то, что 3,5% территории принадлежит ООН, 3% — часть Британии. Не трудно догадаться, чем вызван столь высокий интерес к данному участку суши — географическое расположение.
По сути, этот остров контролирует морской путь восточной части Средиземного моря. Буквально тысячами лет кипрская земля служила перевалочным пунктом между Западом и Востоком! Такое правило действует и поныне…
Несмотря на то, что Кипр принято считать частью Греческого мира (нынешний президент — Никос Христодулидис, вполне на греческий манер), эта земля обладает полиэтническим обществом.
Почему так: с конца XVI века и последующие 300 лет эту землю контролировала Османская империя. Именно поэтому на Кипре большая турецкая диаспора.
Однако, после османов эту землю стала контролировать британская корона, вплоть до 1960 года, когда началась антиколониальная политика. К тому моменту на острове находилось 600 тысяч греков, 300 тысяч – турки и порядка 15 тысяч британцев. Рано или поздно этот регион обязан был полыхнуть. Двум разным конфессиям, мусульманам и православным, было трудно ужиться на одной земле.
Мы делили апельсин. Много нас, а он один…
С обретением независимости всем жителям острова были даны равные конституционные права. Гарантами выступили Греция, Турция и Британия. Тем не менее, в 1963 году Макариос III предложил лишить турок-киприотов данных прав. Логично, что данное предложение спровоцировало конфликт, погибло более пятисот человек.
Вроде после этого настала тишина и спокойствие. Однако, в 1974 году греческие власти (гарант…) поддержали на Кипре государственный переворот. Под предлогом защиты второй гарант независимости, Турция, вошел на кипрскую землю.
По итогу же остров был разделен. 30% досталось туркам, 70% — грекам. А между ними крошечный буфер — под эгидой ООН!
Мировое сообщество так и не признало Турецкую Республику Северный Кипр, естественно, кроме самой Турции… Из-за этого по сей день ТРСК находится под санкциями. Не раз возникала идея объединения острова в рамках конфедерации, но предложение не особо впечатлило властей официального Кипра.
Почему нет?
Дело в том, что ТРСК беднее юга почти в два раза. Официальный Кипр не желает делиться правами и экономикой с севером. К тому же, население ТРСК больше кипрского, что тоже отбивает желание к объединению. Даже на правах конфедерации…
Чтобы не было эскалации, ООН создало буферную зону, где находятся «голубые каски». Также на острове располагаются две военные базы британцев. Турция же, чтобы поддержать ТРСК в случае войны, расположила на территории страны свою военную базу.
Официальный Кипр считает турецкую поддержку ТРСК оккупацией. Мол, турки-киприоты отдали свою экономическую зону и землю Турции. Да и в принципе, север очень сильно зависит от военной и финансовой помощи Турции.
По сути, на острове идет конфликт, который просто заморозили на долгосрочный период. В любом случае, на данный момент никто не может начать боевые действия, т.к. и Греция, и Турция находятся в Североатлантическом альянсе. Негоже «союзникам» палками махаться.
Интересные факты о Кипре:
- Каждый пятый житель Кипра — иностранец. Настолько туристы облюбовали этот райский уголок.
- Никосия — единственная столица в мире, разделенная на две страны. Южная часть города принадлежит Республике Кипр, северная – Турецкой Республике Северного Кипра.
- Кипр — самый солнечный остров Средиземноморья. Здесь солнце светит 330 дней в году. Мечта…
- Из-за жаркого климата банки и аптеки работают только до обеда. Магазины же до 18:00. Воскресенье — выходной.
- Кипр занимает первое место по количеству автомобилей на душу населения. На тысячу человек — 750 машин. А все из-за плохо развитой системы общественного транспорта.