«Привыкли работать под давлением оппонентов». Как ГУБОПиК за более чем 30 лет стал брендом
28 марта уже более 30 лет сотрудники Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией отмечают день образования спецподразделения. За эти десятилетия ГУБОПиК стал брендом и грозой тех, кто преступил Закон. То, что центр Европы не в центре внимания криминальных авторитетов, коррупционеров и террористов — заслуга этого управления. О планах на будущее и достижениях, которыми гордятся сотрудники, ветераны и вся страна рассказал начальник ГУБОПиК МВД Беларуси Андрей Ананенко.
— Вы возглавили ГУБОПиК в сентябре 2022 года, до этого руководили минским городским управлением. Специфика и подходы в работе изменилась?
Не сказал бы, что стиль работы сильно изменился по сравнению с городским управлением. Конечно, его пришлось скорректировать в связи с тем, что зона моей ответственности расширилась на всю страну и, соответственно, в подчинении куда больше личного состава, но к этой ответственности я был готов и стараюсь делать все, что в моих силах, для решения поставленных перед ГУБОПиК задач.
— Одна из основных задач руководителя — кадровая политика. Какие ее принципы? В ГУБОПиК попадают кандидаты уже с опытом работы или везет и выпускникам Академии МВД?
Как сказал классик — кадры решают все, а к ГУБОПиК данный тезис применим в двукратном размере, так как наше подразделение немногочисленно по сравнению с другими службами криминальной милиции. Поэтому к кандидатам на службу предъявляются высокие требования — «затеряться» или «отсидеться» у нас в подразделении не получится, каждый сотрудник и результаты его работы на виду. Стараемся укомплектовываться опытными оперативниками. Общее требование к кандидатам не менее 3-5 лет оперативного стажа, обязательное прохождение специальной проверки, в том числе с использованием полиграфа.
Что же касается выпускников Академии МВД, то в порядке исключения и по согласованию с руководством МВД, иногда мы проводим отбор среди наиболее подготовленных курсантов для прохождения службы в ГУБОПиК, но это скорее исключение, чем правило.
В дополнение к сказанному могу добавить, что количество желающих служить в ГУБОПиК только возрастает.
— Подразделение показывает высокий уровень в борьбе с экстремизмом, можно сказать, является монополистом-лидером и это стало визитной карточкой в последние годы. А десятилетие назад — было противодействие организованной преступности, эта задача сейчас неактуальна, уже решена?
Организованная преступность, как и преступность в целом это, увы, неискоренимая проблема. Вместе с тем именно благодаря тому, что работа по борьбе с организованной преступность ведется ГУБОПиК со дня его образования в режиме 24/7, нам удалось добиться того, что организованные преступные группы и, так называемые, лидеры преступной среды практически не оказывают существенного влияния на криминогенную обстановку в стране.
Но следует понимать, что стоит нам хотя бы на небольшой промежуток времени отвлечься — головы «гидры организованной преступности» отрастут вновь. Такие попытки предпринимаются регулярно. Преступный мир не дремлет, но и мы снижать интенсивность противодействия организованной преступности не собираемся. Не умаляя работу иных подразделений МВД, ГУБОП более подготовлено к решению сложных и неоднозначных разноплановых комплексных задач по противоправному противодействию. Одна из первых, которая стояла перед подразделением и динамично решается — борьба с коррупцией. Негативный пример Украины — к чему привела нерешенная проблема коррупции, когда олигархи обворовали свой народ, коррупция захлестывала госорганы, чиновники были коррумпированы, в итоге работали не на благо народа и государства, а собственных карманов. Группы олигархов обогатились, вывезли свои сбережения в страны Европы и США и начали мыслить западными интересами, забыв про свой народ.
— Попытки противодействия подразделению в информационном поле — вбросы, фейки, психологическое давление со стороны экстремистов — индикатор эффективности оперативников. Как можно охарактеризовать расстановку сил в информационном поле на данный момент?
Действительно, информационное пространство в настоящее время является практически единственным местом, где экстремисты пытаются нанести удар по нашему обществу. Благодаря слаженной работе всей правоохранительной системы нашей страны на всех уровнях, нам удалось нейтрализовать практически все экстремистские проявления, имевшие место с 2020 года. Мы справились с беспорядками на улицах, потом нейтрализовали их террористические ячейки. Теперь же «добиваем» их в информационном пространстве.
Работа по информационному противодействию позволила существенно снизить количество подписчиков экстремистских ресурсов и участников их инициатив. В данном направлении оперативно-служебной деятельности мы активно взаимодействуем со СМИ и лидерами мнений. Противник же в настоящее время пытается осваивать новые информационные платформы и изобретать методы информационного воздействия на наших граждан. Мы к этому готовы, а по отдельным аспектам даже действуем на опережение. Сотрудники уже привыкли работать под давлением оппонентов и даже сформировался «коллективный иммунитет», усилилось чувство плеча, мы сильнее стали.
— Вам как-то звонил печально известный недоблогер Паук на прямую линию…
Было такое. В последнее время ему очень доходчиво отвечают и указывают его место, например, представитель внутренних войск МВД четко показала отношение белорусов к предателям, пытающимся раскачивать общество, сидя за границей. Пауку следует уже менять подходы со звонков на личное общение, пусть приезжает в Беларусь, у нас тоже есть к нему вопросы, которые зададим лично.
— Объективная критика — двигатель прогресса. За что можно покритиковать ГУБОП и как эта критика может помочь подразделению в движении вперед?
Знаете, наверное, единственный недостаток ГУБОПа это то, что нас не так много, как иногда хочется, а потому не всегда поставленные нами задачи решаются мгновенно. Но мы сделаем все, чтобы нас стало больше и врагам белорусского общество спалось еще хуже. Крайние события попыток терактов показывает актуальность проблематики терроризма как крайней формы экстремизма и то, что расслабляться нельзя.
— Безусловно, сейчас есть свершения и победы, которыми гордятся сотрудники и на которые будут равняться последующие поколения. Вы в ГУБОП служите достаточно давно. На какие успешные кейсы своих предшественников равнялись персонально Вы?
За 32 года работы подразделения накопилось много громких и успешных раскрытий преступлений, перечислять их можно долго. Каждый руководитель внес свой вклад как в развитие и укрепление службы, так и в пресечение преступной деятельности по различным направлениям жизни нашего общества. Основными качествами моих предшественников, на которые я равняюсь, являются их профессионализм, преданность своей работе, стремление укрепить законность в нашем государстве.
— Суеверны ли милиционеры? В некоторых подразделениях есть свои негласные правила — например, не прощаться перед выездом. Есть ли такое в ГУБОП?
Не могу сказать за всех милиционеров, но в том, что касается ГУБОПиК, могу сказать, что каких-либо суеверий у нас в подразделении нет.
Но у нас есть свои определенные традиции. Одна из них, например, это во время офицерских ужинов поднимать третий тост не за любовь, как это обычно принято, а за погибших сотрудников ГУБОПиК. Этот тост пьется стоя, молча и до дна.
— Любимая всеми классика советского кинематографа «Место встречи изменить нельзя». Насколько картина близка к реальности и есть ли эпизоды сугубо «киношные»?
Фильм, безусловно, легендарный. Многие молодые люди, посмотрев его, загорелись желанием служить в правоохранительных органах.
Безусловно, банда «Черная кошка» стала известна во многом благодаря литературному таланту братьев Вайнеров, а также мастерству режиссера Станислава Говорухина и актерского состава.
Однако несмотря на то, что реальность сильно отличается от художественного вымысла и условия работы милиции в послевоенные годы и в наши годы несравнимы, в картине мы можем видеть ряд методов и приемов оперативной практики, которые и по сей день актуальны. Это касается способов и источников получения информации, проведения оперативных комбинаций и внедрения оперативных сотрудников в организованную преступную группу.
— ГУБОП успешно реагирует на деструктивные течения, факты экстремизма, новые противоправные явления в информационной и не только сферах. Нуждается ли национальное законодательство в корректировке, планирует ли главное управление законотворческие инициативы в ближайшее время?
В целом, работа по обновлению законодательных актов, касающихся вопросов противодействия экстремизму проведена в 2020-2021 годах. Сейчас нарабатывается правоприменительная практика, а также корректируются внутренние инструкции силовых ведомств. Каких-либо существенных корректировок законодательства в этой сфере в ближайшее время я думаю, что ждать не стоит. Сейчас основные усилия ГУБОПиК сконцентрированы на профилактике экстремистских проявлений. Стараемся проводить разъяснительную работу, посещаем трудовые коллективы, предприятия и доводим актуальную информацию как о законодательстве в сфере борьбы с экстремизмом, так и об актуальных проблемных вопросах и имевших место преступлениях экстремисткой направленности. Аналогичная работа проводится и в сфере борьбы коррупцией.