Меню

Ядерный зонтик для Беларуси в эпоху глобального противостояния

Ядерное оружие
Фото: из открытых источников

Беларусь получила весомый аргумент в колоду своих миротворческих инициатив. Ядерное оружие было и остается гарантом спокойствия. Об этом свидетельствует и история военных конфликтов последних десятилетий.

 Договор о нераспространении ядерного оружия

Открытого горячего противостояния двух ядерных государств пока не происходило просто потому, что все трезво понимают последствия — победителей не будет. Наша страна имеет полное моральное и юридическое право на обладание ядерным оружием так как входила в состав СССР и фактически не подпадает под ограничения, которые предусматривает Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). При этом мы умышленно не идем на эскалацию напряженности, и российское тактическое ядерное оружие (ТЯО) не принимаем на баланс, а просто размещаем на своей территории. Оно как было российским, так им и остается. Мы не возвращаемся в клуб ядерных держав хотя бы потому, что не имеем технологий по разработке и возможностей для испытания ядерного оружия. В этом смысле Беларусь пользуется привилегиями высокого уровня двухсторонних отношений с Россией, которая так же кровно заинтересована в нерушимости западных границ Союзного государства.

В советское время мы самостоятельно отказались от права обладания ядерным оружием по разным причинам. Отдельный отпечаток в белорусском сознании оставила трагедия на Чернобыльской атомной электростанции. Отношение кардинально изменилось не только к мирному атому, но и к ядерному оружию. Тем более, что боеголовки имеют ограниченный срок службы и подлежат замене. В отсутствии производства на собственной территории обладание ядерным оружием для Беларуси теряло всяческий смысл. К тому же была уверенность в окончании глобального противостояния. Об этом свидетельствовала поэтапная деэскалация напряженности между двумя блоками государств.

Еще в мае 1972 года был подписан бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Подписание Горбачевым и Рейганом Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) в декабре 1987 года ознаменовало отказ от гонки вооружений. Кстати, ратификацией договора тогда занимался лично американский сенатор Джо Байден. Фактически наличие ПРО и ДРСМД регламентировали установление геостратегического баланса. На горизонте маячил новый дивный мир всеобъемлющей дружбы и взаимопонимания. Уже 1 июля 1991 года в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Организации Варшавского договора (ОВД). Полностью отпадала необходимость в расширении НАТО, да и вообще в его существовании так как противостоять, по сути, было некому.

Пока многие любовались радугой и вдыхали полной грудью разряженный воздух — Запад активно инвестировал в разоружение советской армии. Миллиарды долларов выделялись на уничтожение ракет и боеголовок. Спустя всего три года было принято решение о принятии в НАТО бывших республик СССР и государств-членов Организации Варшавского договора.

НАТО в Польше

Уже к 1999 Североатлантический альянс уютно разместился в Польше, а в 2002 США вышли из договора о ПРО тем самым выбив одну опору из существовавшего геостратегического баланса сил. Восточный форпост НАТО стал ключевым элементом в противостоянии с Россией, которая постепенно восстанавливалась от падения Советского союза. В Польше начали активно размещать универсальные пусковые установки под видом защиты от Иранских ракет.

Топографический кретинизм американцам, конечно, не чужд, мы это знаем по наличию Шестого флота в Минском море, но тут все как раз выверено до мелочей. Дело в том, что не так страшно само ядерное оружие, как наличие у тебя под боком средств доставки. Американские универсальные пусковые установки, которые размещены в Польше и Румынии являются неотъемлемой частью ядерного стратегического потенциала США. Они могут быть использованы как ПРО, но и как средства доставки ядерных боеголовок. Подобная эскалация на границах Союзного государства не может восприниматься как само собой разумеющееся событие и вынуждает реагировать.

Лукашенко

Александр Лукашенко в 2017 году выступил с инициативой «Хельсинки-2», которая предусматривала диалог о формировании справедливой архитектуры безопасности дипломатическим путем. Надо отметить, что это последовательная политика белорусов, которые пережили геноцид во время Великой отечественной войны. Как раз выходец из Гомельской области, советский дипломат Андрей Громыко стоял за подготовкой договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Уже сегодня понятно, что инициативы официального Минска коренным образом расходились с планами коллективного запада. В 2019 году США окончательно уничтожили геостратегический баланс выйдя из ДРСМД. Не буду оригинальным если скажу, что именно этот ход можно считать началом «Холодной войны 2.0» и гонки вооружений. Тогда Генсек ООН Антониу Гутерриш назвал решение США потерей препятствия перед ядерной войной. Совершенно четко была высказана и позиция Беларуси. Посещая военную академию в феврале 2019 года Александр Лукашенко отреагировал на ситуацию.

«Но я боюсь того, что американцы воспользуются моментом — сорвали этот договор, и разместят ракеты в Европе. Вот тут уже мало не покажется и нам. Поэтому нам надо будет вместе с Россией думать об ответных мерах. От этого никуда не денешься, если это произойдет. А хуже будет, если эти ракеты будут размещены (не дай бог, гипотетически) на территории Украины. Поэтому мой ответ однозначный: я категорически против. Мы сторонники миролюбивой политики».

НАТО в Украине

Прогноз Александра Лукашенко начал постепенно осуществляться. Форсированными темпами на территории Украины начали создавать учебные центры НАТО. В 2021 году киевский режим выступил с инициативой разместить на своей территории средства ПВО и ПРО США. Зеленский открыто требовал привезти на Украину американское ядерное оружие. Допустить подобное развитие событий означало бы для Беларуси попадание в клещи НАТО, а для России перспективу постоянной угрозы прямого удара по столице. Уже Москве выступили с инициативой к Вашингтону предоставить взаимные гарантии безопасности и прекратить эскалацию напряжённости в регионе. В Белом доме предложение оставили без внимания по своим соображениям. США кровно заинтересованы в привлечении Китая как одной из сторон выстраивания нового геостратегического баланса. Дело в том, что пока НАТО занималось экспортом «Демократии» на ближнем востоке, а Россия восстанавливалась из руин Китай форсировано прошел все этапы развития и стал одним из ведущих мировых государств. При этом Пекин, не являясь подписантом ПРО и ДРСМД абсолютно легально занимался разработкой соответствующих технологий без всяческих ограничений.

США и Китай

Во многом то, что сейчас реализуется США и Великобританией в Европе и Индо-Тихоокеанском регионе, является попыткой сдержать развитие Китая и сохранить свое доминирование. Для этого осуществляется попытка разжечь как можно больше региональных конфликтов и сформировать точки напряженности по периметру России и Китая. Беларусь в этом плане не исключение. На границе сформирован ударный кулак, который наши польские «партнеры» с удовольствием готовы применить. О введении «миротворческой миссии» открыто рассуждали в 2020 году. Отдельные деятели доходили в своих рассуждениях и аппетитах до расчленения страны и присоединения Гродненской области к Польше. Вдоль белорусской границы уже традиционно устраивают облёты стратегические бомбардировщики. В командно-штабных учениях НАТО отрабатывается сценарий нанесения ядерных ударов по Беларуси. Сложившаяся ситуация диктует необходимость сильных решений. Тактическое ядерное оружие в Беларуси позволяет нашей стране иметь весомый аргумент для невмешательства во внутренние дела. Любое противостояние сверхдержав однозначно заканчивается подписанием новых соглашений и установлением геостратегического баланса. Нынешняя турбулентность безусловно закончится «Хельсинки-2», как бы он в итоге не назывался. Беларусь сможет дождаться этого момента, обеспечив себе «ядерный зонтик».

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59