Меню

Истребитель И-16 снова в воздухе. Как нашли и восстановили легендарный «Ишачок»

Фото: из открытых источников

«В этом году советский И-16 станет единственным боевым историческим самолетом, который поднимется в небо в рамках акции «Бессмертный авиаполк». Восстановление легендарного истребителя — многолетний кропотливый труд большого количества патриотов и энтузиастов, начиная от поисковых отрядов и заканчивая авиационными предприятиями нашей страны», — так прокомментировал это значимое событие в канун 79-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне президент фонда «Крылатая память Победы» Борис Осятинский.

Фонд «Крылатая память Победы» занимается поиском, подъемом и реставрацией самолетов Великой Отечественной войны с целью восстановления всех типов советских боевых самолетов того времени и создания «Бессмертного Авиаполка». Проект ведет свое начало с 1990-х годов и сегодня в коллекции фонда уже 12 летающих исторических самолетов, а еще два находятся в процессе восстановления.

Реставрация проводится в Новосибирске, преимущественно на базе ООО «Авиареставрация». Там каждый самолет полностью разбирается, и все его элементы подвергается тщательному изучению. По редким архивным свидетельствам и найденным фрагментам воссоздается проектная документация. Отсутствующие и непригодные детали изготавливаются заново по оригинальным чертежам и технологиям для сохранения аутентичности. На последнем этапе аппарат собирается, испытывается и получает сертификат летной годности.

Из истории создания и нахождения на вооружении самолета И-16

Скоростной истребитель-моноплан И-16 был разработан в конструкторском бюро Николая Поликарпова. Первый полет состоялся 30 декабря 1933 года. Пилотировал машину легендарный испытатель авиационного завода № 39 Валерий Чкалов. Летные испытания показали, что советские конструкторы-авиастроители создали истребитель, превосходивший по своим характеристикам все отечественные и зарубежные машины такого класса.

И-16 создавался как скоростной истребитель, и одновременно преследовалась цель достижения максимальной маневренности для ведения воздушного боя. Маленький, словно «мушка», его длина составляла неполные 6 метров, И-16 воплощал в себе идею скоростного самолета, выполнявшего к тому же весьма эффективно фигуры высшего пилотажа, что давало преимущества при ведении воздушного боя.

В 1934 году истребитель И-16 был принят на вооружение ВВС Красной Армии. Самолет выпускался в течение семи лет и имел более десяти модификаций, характеризовавшихся неуклонным возрастанием массы при тех же габаритных размерах, ростом мощностей двигателей и улучшением вооружения. Он обладал невероятной маневренностью, но был достаточно сложен в управлении. Советские летчики ласково называли его «Ишачок», испанцы — «Моска» («Муха»), японцы — «Абу» («Овод»), а немцы — «Рата» («Крыса»).

Боевое крещение И-16 состоялось в 1936 году в Испании. Другим серьезным испытанием «Ишачка» стало небо Китая, в 1939 году советские истребители И-16 успешно сражались в воздушных боях на Халхин-Голе на территории Монголии, а зимой 1939-1940 годов во время советско-финской войны.

И несмотря на то, что к 1941 году И-16 уже устарел, именно ему, самому массовому истребителю на тот момент советских Военно-Воздушных Сил (составлял почти половину всего истребительного парка авиации Красной Армии, прим.), пришлось вынести основную тяжесть воздушных боев начального периода Великой Отечественной войны. 

Самолет И-16 серийно выпускался с середины 1934 по 1942 год включительно заводами № 39 имени В. Р. Менжинского (Москва); № 21 имени С. Орджоникидзе (Горький); № 153 имени В. П. Чкалова (Новосибирск) и № 458 (Ростов-на-Дону, а с 1942 года — в Баку). Всего было произведено 10 292 самолета И-16.

Как нашли и восстановили И-16, взлетевший на Параде Победы в Новосибирске

Фрагменты И-16 были найдены в 1992 году участниками проекта «Крылатая память Победы» в Карелии. Из воспоминаний руководителя фонда «Крылатая память Победы «Бориса Осятинского: 

«Спустя годы сохранились лишь фрагменты деревянного фюзеляжа, центроплан, шасси, консоли, часть оперения, двигатель, кабина. Мы даже выяснили, что борт имел камуфляжный окрас. Но для того, чтобы разобрать самолет и доставить его части в Новосибирск, пришлось потрудиться. Надо было снять с него две пушки, четыре пулемета и приборную панель».

В том же 1992 году участники проекта «Крылатая память Победы» перевезли фрагменты самолета И-16 в Новосибирск. После длительного поиска и восстановления конструкторской документации реставрацию самолета провел Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова и компания «Авиареставрация». В Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени С. А. Чаплыгина прошла окончательная сборка, наземные и летные испытания.

Своими впечатлениями о летных испытаниях самолета поделился тогда Заслуженный летчик-испытатель России Владимир Барсук:

«Самолет 1939 года выпуска. Как на них воевали, для меня до сих пор не совсем понятно. Очень мало топлива — на 40 минут бензина. Надо дойти, найти противника, сбить его в этих условиях, еще и найти свой аэродром и вернуться обратно. Очень плохой обзор, нет никакой автоматики, даже нет авиагоризонта. Для того чтобы выполнить посадку, надо высунуться в поток (во встречный поток воздуха, прим.). Но решалась боевая задача. Садился летчик, и защищал Родину».

И советские летчики даже в условиях численного и технического превосходства противника в начальный период Великой Отечественной войны проявляли чудеса стойкости и героизма, летного мастерства, воюя на И-16. Вот лишь несколько примеров.

*** В первый же день войны летчик Иван Авеков на своем И-16 сбил два немецких истребителя «Мессершмитт», а 28 августа того же года в районе города Конотопа — два бомбардировщика «Хейнкель».

*** В июле 1941 года одними из первых в Великой Отечественной войне удостоились звания Героя Советского Союза летчики Петр Харитонов, Михаил Жуков и Степан Здоровцев, сражавшиеся на И-16.

 *** Знаменитый летчик Виктор Талалихин в августе 1941 года именно на И-16 совершил первый в мире ночной таран.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59