Частные пансионаты проверили в Минском районе: где нашли недочеты
До 1 октября все частные организации, оказывающие социальные услуги, должны были пройти процедуру лицензирования. Процесс вызвал много споров, по этому поводу в августе владельцы пансионатов даже встречались с зампредседателя Минского облисполкома. Кто не успел все сделать в срок, должен был закрыться. Об этом пишет pristalica.by.
Но как все обстоит на деле? Чтобы это выяснить, мы отправились в три частных пансионата вместе с комиссией, в которую вошли представители управления по труду, занятости и социальной защите Минского райисполкома и прокуратуры Минского района.
Готовы выносить постояльцев на руках
В управление пожаловался постоялец одного из пансионатов Георгий Константинович (имя изменено). На содержание его отправил сын, с которым пенсионер в давнем конфликте. По словам мужчины, в пансионате ему не оказывают должную медицинскую помощь, условия его не устраивают, а вместе с ним на этаже живут такие же обездоленные и лежачие люди.
Сюда мы наведываемся в первую очередь. Открывают дверь не спеша: женщина, она же одна из сиделок, удивленно смотрит на гостей и на все вопросы отвечает коротко. Мол, я здесь только убираю, у нас никто не живет. Уже спустя некоторое время становится понятно, что 10 человек здесь получают «социальные услуги».
— Зачем же вы лукавите? Мы знаем, что здесь живут люди, в окне вот минимум двоих увидели, — интересуется старший помощник прокурора Минского района Ольга Мозоль у сиделки.
В ответ на это женщина молчит. Хватает телефон и предупреждает, что сейчас свяжется с директором: пускать в дом без него она никого не может. Кстати, этот предприниматель — владелец еще двух таких же пансионатов. Приехать и пообщаться с комиссией мужчина не может, и «удар» на себя берут сиделки.
Один из постояльцев на комиссию реагирует агрессивно. Женщина негодует, почему к ним решили наведаться с проверкой?
— Государство захотело закрыть частные пансионаты, а куда нам деться? Кому они мешают? Сиделка стоит бешенных денег, а где мои дети их возьмут? — возмущается пенсионерка.
Женщина считает, что ее ситуация безвыходная: несколько лет она страдает от тяжелой формы рака кости. Дети недавно сняли трехкомнатную квартиру в Минске, денег ни на что не хватает. Только почему-то две тысячи белорусских рублей на частный пансионат нашлись. А вот проживание в той же «Комфортной жизни» стоит 1200 белорусских рублей. И там, как минимум, санитарные условия соответствуют нормам, не говоря о правилах пожарной безопасности.
Сиделки же уверяют: чуть что, готовы выносить всех своих постояльцев на руках. Но пожара тут быть не может, ведь большинство — лежачие, и не смогут ничего «вытворить». «Для нас это не проблема», — говорит обслуживающий персонал.
— Если случится что, я выползу. А надо будет, останусь тут гореть! — заявляет все та же постоялица.
Условия проживания сиделок
У себя на родине сиделки работу найти не могут, а здесь получают 450 рублей за 10 дней работы. Живут женщины с комфортом: повар приезжает три раза в день, доставку продуктов заказывает владелец. Задача сиделок – убираться в доме и обеспечивать уход за постояльцами.
Только вот к чистоте вопросов масса. Непригодные для уборки тряпки, продукты питания лежат на столах, а зловонный запах — на весь этаж, где находятся лежачие люди.
У того самого Георгия Константиновича, которого мы упоминали ранее, на ступнях образовались пролежни. Но мужчина не жалуется: ему уже хоть бы где лежать, только бы условия были нормальными.
— Сын обещал вас забрать в ближайшее время, — говорит начальник управления по труду, занятости и социальной защите Минского райисполкома Елена Горбунова. — Врач, я вижу, до вас дошел. А как вам дают лекарства?
Георгий Константинович ответил, что лекарства принимает сам. Другие медикаменты же хранятся в коробке на подоконнике. Сиделки говорят, что они принадлежат тем, кто давно выехал. И как так получается, что пенсионеры, которым нужен полноценный уход, побросали свои медикаменты, остается загадкой.
Дело не в МЧС
Начальник управления по труду, занятости и социальной защите Минского райисполкома Елена Горбунова обращает внимание, что частные пансионаты в Минском районе — не специализированные помещения, а дома, которые просто арендуют владельцы.
— Это одна из причин, по которой здания не могут пройти проверки Минского районного отдела ЧС. В домах нет безбарьерной среды, лестницы не отвечают требованиям, слишком высокие пороги и низкие потоки, — комментирует Елена Александровна. — Но это меньшее из проблем. От условий, в которых проживают постояльцы, иногда волосы на голове шевелятся.
Какое наказание ждет владельцев
Старший помощник прокурора Минского района Ольга Мозоль напомнила, что ИП могут оказывать услуги только после получения специального разрешения. Чтобы получить такое, пансионат должен соответствовать требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия.
Штраф за предпринимательскую деятельность без лицензии согласно ч. 1 ст. 13.3 КоАП для индивидуального предпринимателя составит от 10 до 200 базовых величин с конфискацией до 100 процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, либо без конфискации.
В соответствии с ч.1 ст.233 УК предпринимательская деятельность, осуществляемая без лицензии, сопряженная с получением дохода в крупном размере, может наказываться:
- штрафом;
- лишением права занимать определенные должности;
- заниматься определенной деятельностью;
- арестом;
- ограничением свободы на срок до двух лет;
- лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.