18°
Меню

Овербукинг: что делать, если не хватило мест в самолете

аэропорт
Фото: из открытых интернет-источников в качестве иллюстрации

Летаешь много лет, не знаешь проблем, а потом в один день на стойке регистрации сотрудники аэропорта говорят, что не могут посадить на рейс уже с купленным билетом, потому что мест в самолете нет. Что делать и как защитить свои права, разбираемся в этом материале.

Овербукинг — это ситуация, когда авиакомпания продает билетов больше, чем есть мест в самолете. Происходит это потому, что перевозчики хотят себя финансово обезопасить, если какие-то пассажиры не придут на рейс или попросят компенсацию за неиспользованные билеты.

Впервые такая практика была применена в США в 1950-е годы. Она не только привлекла новых клиентов, но и породила определенные проблемы. До 10% пассажиров, купивших билеты на авиарейсы, не являлись на посадку и потом предъявляли билеты к возврату денег. После чего авиакомпании вместо людей возили пустые кресла и несли регулярные убытки в крупных размерах.

В Беларуси официально овербукинга нет: его используют в основном иностранные лоукост компании, вроде «Ryanair». С ним же и произошла проблема у белоруски, которую отказались сажать в самолет.

стойка регистрации
Фото: автора

— Я с подругой летела 1 августа из отпуска в Варне в Вильнюс авиакомпанией «Ryanair». Обычно регистрируюсь онлайн на рейс за сутки, как только в приложении открывается возможность сделать «check-in» бесплатно. В этот раз ввела свои паспортные данные на сайте за три часа до вылета, нам высветились наши места. Приехали заранее, аэропорт маленький, поэтому полутора часов вполне достаточно, чтобы пройти паспортный контроль и сдать багаж. Подходим к стойке регистрации, отдаем документы и слышим странные переговоры на болгарском, вперемешку с удивленным лицом. Сотрудники начинают кому-то звонить, в таком недоумении стоим минут десять. Оказалось — овербукинг. Одна из нас может полететь, а вторая должна остаться. Следующий рейс только через три дня. Дальше сдачи багажа не пускают даже, чтобы выяснить у кого-то, можем ли мы сесть на место стюардессы и какие дальнейшие действия предпринимать. В такой ситуации мы оказались впервые. Конечно, в моменте нас охватила паника, — поделилась Дарья.

Что может стать причиной овербукинга?

  • Покупка билетов на рейс последними;
  • Поздно пришли на регистрацию или на посадку, даже если зарегистрировались онлайн;
  • Самолет заменили на меньший по размеру перед вылетом;
  • Необходимо срочно перевезти других пассажиров (например, своих сотрудников).

Как не попасть под овербукинг?

Здесь нет каких-то определенных лайфхаков, но и все же можно следовать некоторым мерам предосторожности.

аэропорт

Регистрируйтесь на рейс онлайн как только регистрация будет открыта, не ждите дня вылета и приезжайте в аэропорт заранее. Иногда могут помочь участие в программах лояльности или бонусы за перелеты от самой компании.

— Когда мы поняли, что можем не попасть на рейс, решили позвать «флайт-менеджера» для уточнения всех вопросов. Нас заверили, что выплатят компенсацию. Мы также добились того, чтобы нам предоставили гостиницу, — рассказала Дарья.

Что делать, если не хватило места в самолете?

В Беларуси овербукинг рассматривается только в рамках задержки или отмены вылета, отдельной трактовки ситуации, связанной с продажей большего количества билетов, в воздушном законодательстве нашей страны нет, что еще раз подтверждает гарант качества белорусской авиакомпании.

аэропорт

В других странах если вас не посадили на самолет на территории Европы или США, то вы вправе попросить компенсацию от 125 до 600 евро. Вас, конечно же, посадят на следующий рейс. Некоторые компании бесплатно пересаживают в бизнес-класс. Также нужно проследить, чтобы на билете поставили отметку об отказе в регистрации на рейс из-за нехватки мест по вине авиакомпании, а если оформляете возврат билета, сохраняйте посадочный талон, новый билет и все чеки за еду и ночевку.

Если авиакомпания непреклонна и не собирается никак возмещать ущерб, то можно заснять все на камеру и фиксировать все расходы за питание, гостиницу и такси. Позже можно подать в суд и возместить средства в претензионном порядке. Главное, чтобы издержки были в итоге меньше, чем твоя возможная компенсация.

— Нам повезло, на стойке сказали ждать до конца завершения регистрации и, если кто-то не успеет на рейс или не придет, для нас будет свободное место. К счастью, один пассажир не явился, поэтому мы в последние минуты побежали на паспортный контроль. Но, если вы в большом аэропорту, нужно требовать шаттл и главное правило при коммуникации — не скандалить. Будьте тверды и спокойны. Вам не оказали услугу, и вы вправе требовать возместить компенсацию за овербукинг и посадить на следующий рейс.

Автор: Дарья Горюнова

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59