Меню
Голас Любаншчыны

В Минском областном суде начался допрос свидетелей по делу Цепкало

суд Цепкало
Фото: Диана Шибковская и из соцсетей
Видео: Диана Шибковская

Первой в зал суда для дачи свидетельских показаний приглашена Наталия Игдеджи.

суд Цепкало

Напомним, ее супруг, уроженец Турции Седат Игдеджи, с 2013 года получил белорусское гражданство.  В нашей стране он известен как бизнесмен и основатель группы строительных компаний.

Свидетельница пояснила суду, что ее муж занимался строительством объектов в Парке высоких технологий, в период примерно с 2013 по 2016 годы. После заключения договоров подрядов у них с Валерием Цепкало, главой ПВТ в то время, стали более дружеские отношения, иногда они вместе обедали.

— Со слов супруга могу только говорить, что за получение подрядов Валерия Вильямовича нужно было отблагодарить. И именно в денежном выражении. Средства, которые перечислялись на счет Цепкало на Кипре, отправлялись с моего, поэтому это достоверная информация, — утверждает Наталия Игдеджи.

Она уточнила, что речь идет о переводе суммы в 20 тысяч евро.

суд Цепкало

— Я видела Цепкало два раза в жизни. Пересеклись в аэропорту, в VIP-зале. Он был с женой и детьми, — вспоминает Наталия Валерьевна. — Мы познакомились, представились. С ними была еще какая-то женщина, точно не помню…

Супруга турецкого инвестора отметила, что ее муж подготовил два конверта и пояснил, что это была благодарность за подряды.

— За то, что Валерий Вильямович дал нам эти работы, — уточнила Наталия Игдеджи. 

Деньги взяла Вероника Цепкало. Таким образом, Седат Игдеджи оплатил 10-дневный отдых семьи Цепкало на вилле в Ялте, где до этого 10 дней отдыхал сам. 

— Я хорошо помню этот платеж. Сумма была оговорена и для чего тоже. Деньги передавались также на оплату услуг тех, кто должен был обслуживать домик на отдыхе, и на покупку продуктов, — продолжила рассказ Наталия. — Это не был формат долговых обязательств. А Цепкало, принимая деньги, вел себя, словно так и надо. Он не возражал против денежных средств.

До определенного момента все шло гладко.

Камнем преткновения, по мнению жены турецкого бизнесмена, стал возводимый в 2013 году жилой дом по переулку Тепличный за Национальной библиотекой в Минске. Седат Игдеджи строил коттедж полностью за счет своей компании, оплачивал все работы и строительные материалы. Кроме того, он выделял работников, которые делали мелкий косметический ремонт, поклейку обоев и т.д.

— Я помню, что Валерий Вильямович хотел бассейн в подвале. И муж отговаривал его, а Цепкало настойчиво уговаривал. Там что-то с фундаментом было не так, он был на это не рассчитан, — сообщила Наталия Игдеджи.

Цепкало не подписывал акты выполненных работ. Потом у мужчин начались размолвки. Характер их взаимоотношений после инцидента изменился. Работать стало сложно и по другим объектам в белорусской «Кремниевой долине»: Валерий Цепкало отказывался их принимать. Руководитель ПВТ стал в позу — и пошли суды.

— Насколько я знаю, часть работ была выполнена качественно, — подчеркнула супруга турецкого инвестора.

К слову, в конце января 2021 года Седат Игдеджи скончался в возрасте 62 лет.

Седат Игдеджи
Седат Игдеджи

Следующий свидетель — Узун Хаджи — в Беларуси проживает где-то 10 лет. Сейчас работает поваром. С 2011 по 2015 годы он работал директором строительной организации ОАО «Седат Строй», которая прекратила деятельность в 2019 году. Основной вид деятельности компании — общее строительство зданий. Но все вопросы по факту разрешал Игдеджи Седат.

Узун Хаджи пояснил, что плохо понимает русский и, тем более, не пишет на этом языке. Поэтому все документы подписывал не читая. При обсуждении деловых вопросов с Валерием Цепкало он не присутствовал. И в ПВТ был за все время буквально пару раз. Банк для покупки валюты посещал в сопровождении главного бухгалтера.

— Я только ставил подпись, — пояснил Узун Хаджи.

С Цепкало он пересекался несколько раз в офисе, где Валерия угощали чаем.  Кроме того, Узун Хаджи покупал спиртное, фрукты, снимал и убирал квартиру по улице Беды в Минске, оплачивал услуги девушек с пониженной социальной ответственностью, с которыми Цепкало проводил там время.

— Если я посещал банк для покупки валюты, то был вместе с главным бухгалтером, — уточнил  Узун Хаджи.

Седат трижды передавал через него для Цепкало конверты с наличкой, а однажды — даже детскую коляску. Первый раз — 10 тысяч долларов, затем дважды по 20 тысяч. Все деньги Узун Хаджи переводил по указанию Игдеджи Седата на личные счета Валерия Цепкало.

Домик раздора

Третий свидетель — Людмила Свириденко. Она работала инженером, а потом начальником ПТО в 2012 году в ООО «Седнат». В суде она подтвердила, что между Валерием Цепкало и Седатом Игдеджи установились тесные отношения.

— Наша компания была подрядчиком и выполняла реконструкцию зданий по ул. Купревича, 1, корп. 2, и Блока Г — «Бизнес-инкубатора» общей площадью 9 540 м2. Организация принимала участие в тендере и на строительство других объектов и выиграла его, — отмечает Людмила. — О том, что нужно передавать Цепкало какие-то денежные вознаграждения, мы узнали уже позже, когда договор был заключен, и мы приступили к строительству.

По ее словам, проект был убыточный, но из проектно-сметной документации, которую подготовила другая фирма, изначально это не было видно.

— Мы писали жалобные письма в ПВТ, — подчеркнула Людмила Свириденко. — По следующим проектам ситуация не была такой убыточной, поскольку цена устанавливалась контрактная.

ООО «Седнат» до конца 2013-го должно было построить научно-производственное здание №3 на улице Академика Купревича. Проектировщиком выступило НП ООО «Ксениа». На объекте в зависимости от вида работ одновременно должны были трудиться от 50 до 150 рабочих, в основном строители из Турции. Старт строительству дали в торжественной обстановке — 18 сентября красную ленточку вместе перерезали Валерий Цепкало и Седат Игдеджи. Планировалось, что в офисах нового здания будут созданы 450 рабочих места для инвесторов-резидентов ПВТ — СООО «Гейм Стрим», СООО «Системные технологии», ООО «БайТехСолюшн» и т.д.

— Когда перестали подписывать акты выполненных работ, Седат Игдеджи пожаловался мне, что очень много денег переводит главе ПВТ на Кипр со счета жены, оплатил путевку на отдых семье Цепкало в Крыму, авиабилеты, но вопросы с оплатой, подписанием допактов, так и не решались, — уточнила Людмила Свириденко.

Дальше взаимоотношения только ухудшались. И по времени это совпало со строительством частного дома для Валерия Цепкало.

— Мы покупали за счет фирмы газосиликатные блоки, строительные материалы, выделяли строительные бригады. Строительство этого дома было не оплачено. Но договор подряда был заключен задним числом, по инициативе Цепкало, потому что его проверяли и он хотел чтобы все выглядело относительно законно, — добавляет Людмила.

В итоге все легло как убытки предприятия, а после судебных споров и угроз со стороны Валерия Цепкало у ООО «Седнат» и вовсе отозвали лицензию.

В 2020 году стало известно, что дом площадью 418,3 кв. м был заложен в счет финансирования предвыборной кампании Цепкало. Тогда Игдеджи подал в суд и попытался получить деньги за строительство этого коттеджа. Седат оценил свои потери в $ 200 тыс. Интересно, что именно такую сумму глава ПВТ, как писали СМИ, вроде бы просил у бизнесмена в качестве «отката» в период проведения тендера. Турецкий инвестор даже передал папку документов на Цепкало сотрудникам КГБ и затем еще повторно в Следственный комитет.

Дом Цепкало
Деньги от продажи дома в Тепличном переулке пригодились Цепкало в предвыборной кампании 

Любопытно, что статья для портала dev.by, в которой Седат Игдеджи выступил с обвинениями в адрес Цепкало, вышла в тот же день, когда Александр Лукашенко заявил о наличии компромата на своего оппонента. Позже, 4 июня, белорусский лидер, посещая МТЗ, намекнул на махинации с продажей дома Цепкало.

— Это же до вранья дойти… Спрашивают: на чьи деньги ведешь эту кампанию? — Я дом продал и на эти деньги веду компанию. Даже если продал, то этих денег хватит на одну неделю, чтобы тысячу человек штаб содержать или даже 500 и вести эту кампанию, — заявил Лукашенко.

29 июня Седат сделал еще одно заявление, которое попало в телеграм-каналы. Он не только обвинил потенциального кандидата в президенты в коррупции, но и пересказал слухи медицинского, а также сексуального характера.

А Валерий Цепкало продолжал спокойно жить в своем доме. Позже журналисты выяснили, что экс-глава ПВТ продал свой дом лизинговой компании, которая входит в крупнейшую австрийскую банковскую группу Raiffeisen Group.

Суть таких сделок заключается в том, что собственник имущества продает его лизинговой компании, получает деньги, а потом это же имущество берёт в лизинг.

Кроме Людмилы Свириденко в этот день за трибуной выступили еще четыре свидетеля. Завтра в Минский областной суд для дачи свидетельских показаний приглашены представители компаний инвесторов-резидентов ПВТ.

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы узнать первыми обо всем, что происходит в Беларуси и мире: Telegram Instagram | ВК TikTok OK Дзен

Суд
Суд
ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59