Меню
Мядельский райисполком

В суровом небе фронтовом. История летчика-героя Николая Гапеенка

самолет Пе-2
Фото: из открытых источников

Из аннотации к книге «Хроники пикирующих бомбардировщиков. Пе-2 атакуют»:Автор этой книги, Герой Советского Союза Николай Иванович Гапеенок, прошел всю Великую Отечественную войну в боевом составе одного из лучших советских бомбардировочных полков — 81-м гвардейском БАП. Свой первый боевой вылет он совершил 30 июня 1941 года, защищая небо Ленинграда, а последний — 9 мая 1945-го, когда сразу после митинга в честь Победы, в небе Праги, пришел на помощь восставшим против фашизма жителям тогдашней Чехословакии. Всего же на боевом счету летчика Николая Гапеенка более 200 боевых вылетов на легендарной «Пешке», фронтовом пикирующем бомбардировщике Пе-2. Его мемуары поистине уникальны — так точно, основательно и подробно о боевой работе пикировщиков до него не писали. 

Краткая биографическая справка

Родился Николай Гапеенок во время гражданской войны, в которой его отец Иван Яковлевич воевал в рядах Красной Армии. Вернувшись на малую родину, он трудился пахарем, плотником, даже портным, а Коля в белорусской деревне Глинище Витебской области окончил 4 класса. Затем его семья переехала в Ленинград, где Николай в 16 лет вступил в комсомол, стал курсантом 3-й Балашовской школы Гражданского Воздушного Флота страны Советов, а в 1939 году его перевели в Балашовскую военную авиационную школу летчиков. И вот в ноябре 1940 года состоялся выпуск: младшего лейтенанта Николая Гапеенка отправили в Ленинградский военный округ, в город Кингисепп, где формировался 202-й скоростной бомбардировочный авиационный полк в составе 5 эскадрилий, летавших на самолетах СБ.

В небе Испании наши бомбардировщики СБ получили имя «Катюшка», но когда загремела Великая Отечественная война, оказалось, что слабое вооружение и отсутствие брони сделали самолет сильно уязвимым.

От первого боевого вылета до штурмовки вражеских войск в День Победы

Ранним утром 22 июня 1941 года в полку прозвучал сигнал боевой тревоги, а 30 июня 1941 года состоялся и первый боевой вылет нашего земляка Николая Гапеенка, запомнившийся ему на всю жизнь. Из того тяжелейшего боя он вынес правило: бить врага надо не числом, а умением. Для этого надо изрядно потрудиться. И он трудился, настойчиво наращивая свое боевое мастерство. Но предоставим слово ему самому, читая упомянутую книгу «Хроники пикирующих бомбардировщиков. Пе-2 атакуют»:

***Выйдя в район цели, танков мы не обнаружили, и удар наносили по запасной цели. Находясь на боевом курсе с открытыми бомболюками, все внимание я сосредоточил на ведущем. Я ждал начала отделения первой бомбы из его бомболюков, чтобы по этому сигналу тоже начать бомбометание. В момент отделения бомбы из бомболюка ведущего я увидел, что под самолетом ведущего произошел черно-красный взрыв, после которого ведущий самолет круто перешел в пикирование. Я пытался найти ведущего, не меняя высоты и курса. Стрелок-радист передал, что самолет ведущего далеко под нашим самолетом и, видимо, загорелся. Потеряв ведущего, я тщетно попытался пристроиться к самолету командира звена лейтенанта Кузнецова.

В воздухе, на высоте бомбометания и в окружении разного цвета «одуванчиков», которые увидел впервые, я понял, что «одуванчики-бутончики», знакомые по рассказом бывалых летчиков, смертельны, и пытался маневрировать, как умел. Получалось плохо, так как эти «одуванчики» меня не покидали. Только крутое снижение до бреющего полета на озеро и болота помогло выйти из зоны огня зениток.

При полете на малой высоте произошла ошибка. Вместо выхода на Ленинград оказались над Кронштадтом. Там нас приняли за противника и открыли огонь со всех возможных зенитных средств. Пришлось боевым разворотом уйти на территорию Финляндии, затем через Карельский перешеек на Ленинград, где было спокойно, а чтобы еще и самому успокоиться, сделал вираж над Исаакиевским собором. По «компасу Кагановича», как в то время называли железные дороги, вышел на Кингисепп и свой аэродром. При планировании на посадку остановились оба винта. Не хватило горючего. Посадка произошла на западной окраине аэродрома. Встречал нас почти весь полк. 

Однако, что же произошло с другими экипажами?

Старший лейтенант Руденский в результате разрыва зенитного снаряда под бомболюками был тяжело ранен, но сумел вывести подбитый самолет на свою территорию и произвести посадку. Экипаж был госпитализирован. Самолет командира звена лейтенанта Кузнецова также оказался подбит огнем зенитной артиллерии, однако, летчик довел самолет до Ленинграда и произвел посадку на Комендантском аэродроме, а после оказанной медицинской помощи экипаж вернулся в строй и продолжал выполнять боевые задачи.

Этот мой первый боевой вылет в Великой Отечественной войне со всеми его приключениями запомнился на всю жизнь.

Важным для меня было не только возвращение на израненном самолете на свой аэродром всего экипажа, но и мое первое восприятие фронтовой обстановки, какая она есть в действительности, а также понимание того, что не только неумелых бьют.

И все же умение на войне необходимо. На войне важно не только знать, как поступать, но и уметь. Умение сразу не приходит. Чтобы бить врага не числом, а умением, надо изрядно потрудиться.

И с каждым боевым вылетом экипажем Николая Гапеенка приобреталось мастерство, накапливался боевой опыт. Николай стал командиром звена, а впоследствии — заместителем командира 2-й эскадрильи. Летчикам эскадрильи, по праву называвшейся снайперской, командование поручало самые сложные и ответственные задачи. Продолжим чтение книги нашего летчика — Героя Николая Гапеенка:

***В конце 1942 года и в начале 1943 года на великолукском и старорусском направлениях наша авиация стала нести значительные потери от истребителей противника. В это время, кроме известного нам истребителя Ме-109, на Калининском и Северо-Западных фронтах появился истребитель Фокс-Вульф-190, а затем и истребитель Хе-113. Наибольшую активность проявляли вражеские истребители, базировавшиеся на аэродроме Гривочки. 

Бомбовый удар по самолетам на аэродроме Гривочки решено было нанести на рассвете 15 марта по двум стоянкам. Полет к цели выполнять без непосредственного прикрытия своими истребителями и при полном радиомолчании. 

Каждая эскадрилья вышла на заданную стоянку самолетов и сходу выполнила бомбометание. К этому времени взлетела дежурная пара истребителей. Зенитная артиллерия с выходом бомбардировщиков открыла огонь, а при первых разрывах бомб временно прекратила. Все внимание взлетевшей пары истребителей было направлено на вторую группу бомбардировщиков, в которой среди окрашенных в зеленый цвет самолетов находился один белый самолет Пе-2. Этот самолет достался моему экипажу.

Создалась обстановка, в которой мой экипаж на белом самолете Пе-2 оказался вроде белой вороны среди зеленых, а для истребителей противника, видимо, «важной персоной». И вот за этой «важной персоной» началась охота. Несмотря на сомкнутый боевой порядок эскадрильи и интенсивный огонь штурманов и стрелков-радистов, пара Ме-109 не выходила из боя и вела огонь с дальних дистанций. На протяжении длительного полета приходилось постоянно занимать безопасное место в боевом порядке звена и эскадрильи, укрываясь оборонительным огнем бомбардировщиков.

В ходе непрерывных атак пары Ме-109, белый самолет получил серьезные повреждения, а экипаж легкие ранения. Из строя вышел один из моторов. На одном моторе, под прикрытием своих истребителей, я довел самолет до аэродрома Выползово и произвел посадку на фюзеляж, так как была повреждена и гидросистема самолета.

По данным фотоконтроля на аэродроме Гривочки было уничтожено не менее 20 фашистских самолетов. После этого бомбового удара активность действий авиации противника значительно снизилась, а самолеты Хе-113 в последующих боевых вылетах вообще больше не встречались.

За успешное выполнение специального задания всем его участникам была объявлена благодарность, а некоторые из них были представлены к наградам.

А теперь приведем строки из фронтового документа — наградного листа на летчика Николая Гапеенка, в результате представления он был награжден орденом Красного Знамени:

«22 раза водил звено на боевое задание и каждый боевой вылет отмечен отличными показателями. Бомбовыми ударами при его участии уничтожены и повреждены до 250 автомашин с войсками и грузами, до 20 железнодорожных вагонов, до 5 паровозов, до 7 платформ с орудиями, до 40 танков, до 5 артиллерийских батарей и много живой силы противника. Своими боевыми подвигами тов. Гапеенок воодушевляет личный состав звена».

Среди многих успешных боевых вылетов наиболее памятным и показательным для Николая Гапеенка был бомбовый удар эскадрильи 4 декабря 1943 года по железнодорожному узлу Знаменка, где скопилось немало вражеских эшелонов с войсками и техникой. Учитывая важность цели, а ее прикрывали 10 зенитных батарей врага, было решено нанести удар всей эскадрильей с пикирования под углом 60 градусов с высоты 3000-3500 метров. Выполнив заход на цель, эскадрилья вошла в пикирование. Первое звено, которое возглавлял его командир гвардии старший лейтенант Гапеенок, нанесло удар по выходным стрелками. Второе звено атаковало входные пути. На третье звено возлагался удар по железнодорожным путям и находившимся на них эшелонах противника. Пламя пожара и густые столбы дыма охватили тогда железнодорожный узел, который вышел из строя на двое суток.

Николай Гапеенок старательно учился у своих командиров. «Полбинская вертушка» — так был назван тактический прием действий самолетов Пе-2 по имени знаменитого летчика, дважды Героя Советского Союза, командира 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса генерал-майора авиации Ивана Семеновича Полбина. И освоение этого приема стало наивысшей планкой боевого мастерства Николая Гапеенка, а высшей оценкой боевого мастерства нашего земляка и его боевых товарищей были отзывы от наземных наших войск. В одном из таких отзывов говорилось: «Бомбардировочный удар дал хороший результат. Военный Совет объявляет Вам благодарность. Экипажи бомбардировщиков действовали профессионально».

За годы войны в качестве летчика, командира звена, заместителя командира авиаэскадрильи пикировщиков Николаю Гапеенку на фронтовом пикирующем бомбардировщике Пе-2 удалось совершить 223 успешных боевых вылета. Из них в 125 вылетах боевые задачи по содействию войскам в разгроме противника выполнялись с пикирования.

Капитан Николай Гапеенок не выпускал из рук штурвал Пе-2 от первого вылета в июне 1941 года на защиту подступов к Ленинграду до последних боевых вылетов на Берлин и Прагу в апреле-мае 1945 года. В июне же 1945 года капитан Гапеенок Николай Иванович был удостоен звания Героя Советского Союза, и он принимал участие в Параде Победы 1945 года.

Служба и жизнь героя-белоруса после войны

Возвращаясь к книге нашего земляка, прославившего Беларусь в годы Великой Отечественной войны, «Хроники пикирующих бомбардировщиков. Пе-2 атакуют», в которой Николай Иванович Гапеенок, говоря его словами: — Я писал и думал о трудной и красивой службе моих однополчан. Они имели неисчерпаемую силу, жизненную стойкость в бою и труде. Они любили Родину и защитили ее.

Уверен, что это весьма важный посыл сегодняшним поколениям.

После Великой Отечественной войны Николай Гапеенок продолжал службу и летную работу. В 1945 году он окончил курсы усовершенствования командиров эскадрилий, в 1948 году поступил и в 1951 году окончил Военно-воздушную академию. Был назначен старшим инспектором-летчиком бомбардировочного авиакорпуса в Прибалтийский военный округ, где переучился на самолет Ил-28. В 1961 году освоил самолеты МиГ-15 и Су-7Б. Без отрыва от исполнения служебных обязанностей подготовил и защитил кандидатскую диссертацию. В 1960 году Николай Иванович получил ученую степень кандидата военных наук, а в 1963-м стал доцентом.

Полковник в отставке Николай Иванович Гапеtнок проводил большую военно-патриотическую работу среди школьников, трудовой молодежи и авиационных частях Советской Армии. Активно занимался организацией работы школьных музеев 6-го гвардейского авиакорпуса в Москве и подмосковном Монино.

Николай Иванович Гапеенок — автор книг о Великой Отечественной войне. В 2002 году был издан его труд «Дороги Победы» (боевой путь 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка), в 2006 году вышла в свет его книга «Хроники пикирующих бомбардировщиков. Пе-2 атакуют».
Герой Советского Союза Николай Иванович Гапеенок до конца своей земной жизни руководствовался девизом:

Пока еще в обойме есть патроны,
Покуда бьют старые сердца,
Займите круговую оборону,
Держитесь, ветераны, до конца!

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59