Драма Макрона. Что не так с французским лидером
Не секрет, что Эмманюэль Макрон войдет в историю как один из самых запоминающихся президентов Франции. Причем не в лучшем смысле этого слова.
Список нашумевших событий и скандалов, произошедших в период его президентства, все никак не перестает пополняться. При Макроне Францию повергли в хаос знаменитые протесты «желтых жилетов», при нем же сгорел Собор Парижской Богоматери, который не знал горя более 850 лет.
Но даже спустя несколько лет ситуация не изменилась в лучшую сторону, и Макрон продолжает действовать на нервы французам. Как результат, сегодня на улицах Парижа снова распыляют слезоточивый газ, поджигают мусорные баки, громят витрины магазинов и ресторанов. Многомиллионные протесты против пенсионной реформы обнажают неприятную для Макрона правду: сначала французы не хотели изменений, которые он проталкивал, а теперь уже вовсе не хотят самого Макрона, призывая к роспуску правительства. И вот появилось очередное доказательство того, что французский лидер далек от своего народа.
В пятницу Конституционный совет Франции отклонил требование левых партий о проведении референдума по пенсионной реформе, против которой еще с января так яро выступали французы, и одобрил повышение пенсионного возраста до 64 лет. Соответствующий закон Эмманюэль Макрон подпишет в течение двух дней.
После таких новостей в соцсетях сразу же стали появляться комментарии по типу «Демократии во Франции больше нет!», «Это возмутительно!», «Мы французы на это не подписывались!», «Битву за Францию галлы проиграли». А уже к вечеру толпы манифестантов снова жгли на улицах фаеры и выкрикивали в мегафон лозунги «Париж, поднимайся!», «Мы здесь, решение за нами!».
В итоге Макрон в очередной раз вызвал еще большую волну недовольства у жителей Пятой республики. Однако на этот раз в раскачке народа немалую роль сыграло то, каким образом французов обвели вокруг пальца.
Изначально законопроекту о пенсионной реформе необходимо было получить «зеленый свет» от парламентариев, прежде чем нововведение смогли бы официально утвердить. Однако еще в июне прошлого года коалиции Макрона это не удалось, из-за чего вводить новые законы Елисейскому дворцу стало гораздо труднее. Более того, некоторые политические силы, в частности республиканцы, заявляли, что отказываются поддерживать инициативы главы государства. Понятно, что из-за таких «антимакроновских» настроений все бумаги по новому законопроекту тоже отправились бы прямо в мусорную корзину.
В итоге Елисейскому дворцу пришлось заняться поиском хотя бы полулегальных лазеек. В этом плане сильно отличилась премьер-министр Элизабет Борн. Еще в марте она обнаружила, что властям Франции может на руку сыграть статья 49.3 Конституции, которая позволяет премьер-министру «в случае, если он уверен в необходимости принятия закона, своей властью провести документ через парламент». Вот и нашелся надежный способ, как избежать голосования.
Однако во всей этой истории примечательно другое. Макрон знал наверняка, что не снищет народной любви своей пенсионной реформой, поэтому и пытался в последнее время заработать побольше очков хотя бы на внешнеполитических фронтах. Отсюда и появилась поездка французского лидера в Китай, а затем и его скандальное заявление о том, что Франция — это «не вассал США». Так, в интервью изданию Les Echos лидер Пятой республики призвал к большей независимости Европы и высказал мнение, что она не должна втягиваться в противостояние США и Китая из-за Тайваня и подстраиваться под американский ритм.
Этим Макрон скорее всего пытался позиционировать себя как Шарль Де Голль — любимый французами президент. Генерал в годы «холодной войны» пытался дистанцироваться от Вашингтона. Например, вывел Францию из военной организации НАТО в 1966 году. К слову, Париж вернулся в альянс в 2009-м при Николя Саркози, но это уже другая история.
Естественно, заявленная приверженность Макрона к независимой Франции встретила сопротивление со стороны Штатов, которые поспешили напомнить ему, что США даже со своими партнерами разговаривают только на языке силы. Поэтому американские сенаторы-республиканцы и пригрозили.
«Если Франция не примет чью-либо сторону по Тайваню, возможно, США не следует принимать чью-либо сторону по Украине и предоставить это Европе», — съязвил сенатор-республиканец Марко Рубио.
В родной Европе французского лидера тоже не поддержали. Так, в Германии депутат бундестага Михаэль Рот вовсе осудил Макрона, заявившего, что Европа должна думать о своих интересах, а не об американских:
«Макрон заплатит за это высокую цену! Этими заявлениями он грозит расколоть Европу, и, конечно же, он также раздражает других международных партнеров».
В результате президента Франции уже не приветствуют не только у себя на родине, но и за ее пределами. На этой ноте еще более удручающими выглядят результаты опроса Французского института общественного мнения: рейтинг поддержки Макрона среди французов упал до 28 процентов.