17°
Меню

Военные летчики из Мачулищей рассказали, как попасть в авиацию

летчик
Фото: pristalica.by

Побывали на легендарной 50-й смешанной авиабазе в Мачулищах. Встретились с военными летчиками и задали главный вопрос: «Как почувствовать, что работа в небе — твое?», пишет pristalica.by.

«В авиации мелочей не бывает»

Летчик-военнослужащий Илья с пятого класса проучился в Могилевском областном кадетском училище. Он изначально готовил себя к получению военного образования, но со специализацией определился в последний момент.

— В 11-м классе подхожу к военкомату. Над головой пролетает самолет. Рядом стоявший военный сказал, что это Ил-76, разработан в ОКБ Ильюшина. Мне понравилось, что фамилия авиаконструктора созвучна с моим именем… Я пошел писать заявление на поступление в авиацию, чтобы учиться управлять вертолетом. Хоть и думал изначально, что буду снайпером, — смеется собеседник.

По словам Ильи, учеба на авиационном факультете в Военной академии была сложной. Каждый летчик должен усвоить большой объем знаний, начиная с устройства самолетов/вертолетов и заканчивая авиационными правилами. Нарушение этих установок может привести к трагедии. Преподаватели в академии говорили: «На земле знаешь на семь, а в полете — на четыре».  

Илья вспоминает свой ознакомительный полет: «Впечатлил сам момент отрыва от земли. У тебя уже все по-другому проецируется. В облаках теряется пространственная ориентировка и мозг не понимает, где находится земля. Когда ты идешь, виден горизонт, и мозг сам стабилизирует картинку. Поэтому во время полета мы стараемся сосредоточиться на показателях приборов в кабине».

Самое опасное явление для вертолетчиков — облака, потому как можно попасть под молнию. Чтобы их облетать, есть средства радиолокации, по которым пилоты определяют безопасный путь

— В авиации мелочей не бывает. Поднимаешься на высоту более 10 метров — и твоей жизни уже угрожает опасность. Взлет и посадка — самые тяжелые этапы полета. В эти моменты случается больше всего происшествий, — объясняет Илья. 

Распорядок дня летчиков-военнослужащих, как и специфика работы, не похожа на будни гражданских: построение, подготовка документации и повторение инструкций, занятия на комплексных тренажерах и контроль готовности.

— В командировки летаешь, поднимаешься выше над облаками. Рассветы и закаты встречаешь. Сверху смотришь — все такие маленькие. Даже со стороны, когда наблюдаешь за товарищами в небе, думаешь: как же это красиво! — признается собеседник.

Здоровье — это вообще отдельная тема в авиации. Чтобы поступить в академию, нужно пройти многоэтапную медкомиссию. Там правила жесткие: никаких инородных деталей в теле, искривленной носовой перегородки, гастрита и так далее по длинному списку. И если на службу берут желающих с богатырским здоровьем, то во время работы человеческий организм начинает давать сбой.

— Здоровье портится из-за полетов. Глаза, позвоночник, желудок — все это страдает в первую очередь. Поэтому пренебрегать здоровым образом жизни запрещено, — говорит Илья.

«Летчик — существо «ветреное», ему бы только летать…»

Антон — пилот самолета со стажем. Его история началась в двухтысячные. В то время в Минске проходило авиашоу: выступали парашютисты, летчики демонстрировали мастерство пилотажа. Антон был маленьким, и на авиашоу его привел дедушка. Парнишке сильно запала в душу тема авиации. Когда в 10-м классе наступил момент определяться с будущей профессией, он пришел к выводу, что авиация — дело его жизни. Оставил увлечения, начал заниматься с репетитором. В итоге обеспечил себе место в одном из самых престижных учебных заведений республики.    

— Учиться в Военной академии было тяжело из-за нагрузки. Не зря говорят: «Летчик — существо «ветреное», ему бы только летать», — смеется собеседник.

летчик

Первый полет на планере Антон помнит хорошо. Говорит, что в кабине сразу начал улыбаться и крутить головой, только в окно и смотрел.

— После окончания учебы в академии решил, что увлекает штурмовая авиация. Перевелся на базу в Мачулищи. Пошел в транспортную авиацию. Специфика работы заключается в транспортировке людей, перевозке грузов, доставке гуманитарной помощи. Я никогда не жалел, что выбрал самолет, а не вертолет. Тишины у нас не существует. У нас своя романтика.

Антон может описать характер любого летательного аппарата. Говорит, что пилоты знают все их особенности, повадки, проблемные места

— Самолеты — существа живые. Мы с ними разговариваем, благодарим за работу, ведь доверяем им жизнь. Жизнь можно доверить только кому-то одушевленному. Я горжусь тем, что летал на Як-130. Потому что мне кажется, он — прямое отражение моего характера. Он наглый, маневренный, юркий, — признается собеседник.

Главные качества летчика, по мнению Антона, это усидчивость, живой ум, хорошая реакция, крепкое здоровье, преданность делу. И, конечно, должен быть огонь в глазах

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59