Война фейков: как оппозиционеры распускают слухи о Беларуси
К чему мы точно должны были быть готовы перед этой электоральной кампанией, так это к тому, что война фейков против нас совершенно точно не будет такой, какой она была в 2020-м.
Во-первых, враги — не дураки, им нет смысла повторять то, что не сработало 4 года назад. А во-вторых, и это главное — технологии сделали оглушительный шаг вперед, а большинство из них, как показывает практика, используют первоначально не во имя добра, а во имя зла. И не редко исключительно для свершения последнего. Врать должны были куда технологичнее. И к этим технологиям давно готовятся кадры, которые этими процессами будут управлять.
Самое понятное из того, что будет, — на примере конкретной атаки дипфейком, то есть ложью в формате видео: по соцсетям разлетались кадры, где якобы гендиректор «Белоруснефти» рассказывает аудитории, что на некой платформе белорусы зарабатывают по 3 тысячи рублей в неделю, и таких предприимчивых уже 100 тысяч человек. В кадре — совершенно точно Александр Ляхов, слышим мы точно его голос — и даже губы двигаются относительно правдоподобно, особенно если всматриваться в экран не самого большого смартфона.
Само собой, ничего подобного глава «Белоруснефти» не говорил, а это делали за него нейросети — ради того, чтобы невнимательные граждане поверили, нажали на интернет-ссылку, отдали доступ к своим личным данным и потеряли все деньги со всех карт. Когда ты понимаешь, что такое дипфейк и что подобное возможно — будешь начеку.
Но все ли такие? Появись сейчас некое видео якобы заявления Александра Лукашенко, сгенерированное нейросетями и являющееся ложью, — все ли сразу разберутся, что это неправда?
Фейки и вбросы запланированы. К их вбросам готовятся. Реакцию на них отслеживают и изучают. И руку ко лжи прикладывает даже немолодежь. Вот, например, печально известный поколениям постарше Александр Милинкевич — кто помнит, был такой оппозиционный кандидат в президенты Беларуси в 2006-м, набравший пару процентов и пытавшийся устроить еще 20 лет назад в Беларуси цветную революцию, именуемую «васильковой». Потом сидел сутки за организацию несанкционированных акций, когда это еще не было мейнстримом, собирался вроде как баллотироваться во второй раз, но передумал уже в 2010-м и даже не смог зарегистрироваться в 2015-ом кандидатом в депутаты Палаты Представителей.
А потом исчез из поля зрения прогрессивной общественности, периодически появляясь лишь на экстремистских ресурсах в интервью, где безбожно поливает всю белорусскую оппозицию, — безбожно, естественно, с точки зрения самой белорусской оппозиции.
Когда однажды сделал неправильный выбор, вариантов для спасения все меньше
Но Милинкевич при этом — тот еще жук, который относительно успешно уже соорудил себе шарик из гадостей против Беларуси и потихоньку катит его в нашу сторону.
В 2015-м кандидатура Александра Владимировича рассматривалась на должность ректора Европейского гуманитарного университета — того, где за деньги детям белорусских политических эмигрантов преподают непонятно что — и по сути, и по качеству, но якобы максимально демократично. Выборы ректора Милинкевич тоже проиграл, причем проиграл национально ориентированный гражданин на выборах главы якобы национально ориентированного ЕГУ… американцу Дэвиду Поллику, после чего чистокровный белорусский лузер заявил, что этот университет «больше не будет служить Беларуси». И Милинкевич прав, за исключением того, что ЕГУ в принципе служил не Беларуси, а исключительно интересам Литвы, в которой находится.
Иронично, что во власть какого-то соседнего якобы университета Милинкевич все же прорвался, ибо сейчас он, внимание — аж канцлер управления Свободного Белорусского университета.
Как Шольц, получается, Милинкевич, тоже немецкий канцлер — только в вузе в Польше, что уже показатель, потому что Свободный этот университет якобы от влияния белорусского режима. Мол, говорят там, в Беларуси образование заидеологизировано (что вообще нормально), а «ў Вольным універсітэце» белорусов в Варшаве учат якобы всему хорошему, самому умному и доброму и максимально демократично. То есть СБУ — это тот же ЕГУ, агент прозападного влияния на юные умы с белорусским паспортом, только польский. Самого Милинкевича, которого жизнь помотала, избавив от националистичных принципов, это не смущает, раз Александр Владимирович был подчиненным Светланы Тихановской, что уже такая себе запись в трудовой. Так и помощником был он, цитата: «По вопросам реализации европейского выбора Беларуси». Хотя сама Беларусь европейский выбор не сделала, не делает, не собирается и никогда не соберется сделать, особенно сейчас, когда мир убедился в том, что западный райский демократический сад на самом деле те еще тоталитарные джунгли.
Переходим к партнеру Милинкевича — Протасевичу. Но речь не о Романе, потому что Роман — далеко не худший для Беларуси Протасевич. Депутатом Европарламента от Польши долгие годы трудится Яцек Протасевич, однофамилец Романа. Ему 28 августа 2020 года, спустя пару недель после попытки госпереворота в Беларуси, Милинкевич, канцлер управления СБУ, пишет письмо, которое больше похоже на докладную записку начальнику, из чего уже понятно, что курируют этот варшавский университет Польша и Европарламент, так что никакой он не белорусский.
К сути письма чуть позже, сначала о скандалах. Письмо Милинкевича Протасевич пересылает своему другу и соратнику Михалу Дворчику, который был и депутатом Сейма Польши, и главой канцелярии польского премьер-министра (по-нашему это управделами), и тоже, как и Протасевич, депутатом Европарламента. Но был, потому что в августе 2024 года польская прокуратура отправила в Брюссель запрос на снятие с Дворчика статуса неприкосновенности и привлечения его к уголовной ответственности. Пан Михал, видный представитель партии «Право и справедливость», отправлял направо и налево секретные документы не с защищенной польскими спецслужбами интернет-почты, а через обычную и общедоступную. Естественно, Дворчика взломали хакеры, выкачали все секретные переписки, а когда пан это понял — то просто почистил все записи, тем самым усугубив свое положение. Официальная Варшава теперь понятия не имеет, кто может, в каких объемах и какими конкретно их секретными документами владеть в своих национальных интересах. Боятся они, что логично и не просто так, ФСБ России и КГБ Беларуси.
И вот то самое письмо, которое от Милинкевича через Протасевича отправлено было Дворчику, попадает в открытый доступ. Так мы узнаем, что якобы белорусский университет для белорусов — это контора по подготовке в Беларуси агентов польского влияния. Работу вуза курирует специально созданный Варшавой фонд; дипломов этот якобы вуз не выдает, а отправляет заявки в иные польские вузы, а уже те, по согласованию с правительством Польши, выдают свои корочки посписочно; основная цель при этом — снизить российское влияние в Беларуси в пользу польского; а платформу для дистанционного образования (что, скорее, промывка мозгов демократичностью) предлагается использовать также на Украине и в Грузии. Бюджет на 2020-й Милинкевич просит у правительства Польши в размере чуть больше полумиллиона злотых, но это не все источники финансирования якобы белорусского университета.
Читаем секретный документ. «Проект имеет поддержку со стороны Европейского фонда поддержки демократии, фонда Конрада Аденауэра, польско-американского фонда свободы, посольства Великобритании в Минске, комитета культуры и образования, а также делегации Европейского парламента по вопросам Беларуси». То есть подготовка кадров для якобы новой Беларуси — это попытка забросить в нашу страну подготовленных агентов западного влияния на деньги всего Запада под видом якобы квалифицированных управленцев, чиновников и просто экспертов.
Много ли таких? С одной стороны, сайт СБУ сообщает (не службы безопасности Украины, а свободного белорусского университета, хотя и те, и другие — всего лишь пешки Вашингтона): у них сейчас 682 активных пользователя, получающих доступ к ресурсам. То есть это не студенты и даже не слушатели, а активные пользователи. Возможно, есть и пассивные, но в эти демократические дебри лезть не будем. Но в разделе «ЧаВо» (он правда так называется) написано, что подавать заявки можно на неограниченное количество программ. То есть 682 активных пользователя вполне могут быть парой десятков реальных людей, записавшихся на все подряд курсы. Причем это сделать возможно даже анонимно, без регистрации и СМС, сообщает тот же сайт университета, чтобы всех в Беларуси не накрыл КГБ или потому что может вдруг оказаться, что никаких слушателей из Беларуси у них вообще нет.
Но главное не это, а две конкретные программы, на которые «активных пользователей» набирает этот якобы университет ровно перед электоральной кампанией в Беларуси. Называются они «Искусственный интеллект и виртуальная реальность в коммуникации» и «Дезинформация и безопасность». Удивительно, что та самая дезинформация с применением искусственного интеллекта стала заметнее в Беларуси ровно с момента открытия этих программ в СБУ — именно с середины ноября фейков против нашей страны стало больше.
И, чтобы не было ни у кого иллюзий, что это якобы белорусы атакуют ложью Беларусь, отметим: преподавание дезинформации велось на польском языке, а понять техническую интернет-терминологию на польском лица, не являющиеся носителями языка, откровенно неспособны.
Так что Милинкевич, как и большинство иных оппозиционеров со стажем, давно продались соседям и помогают только им в их национальных интересах против Беларуси. Не спорю, есть рациональный и неагрессивный национализм, но в их случае это банальная измена Родине.
И Родина этого не забудет.