Меню

Флагман экономики. Машиностроители и их жизнь в ретроснимках

Машиностроители
Фото: из фонда БГАКФФД. Чехославацкий траншеекопатель «Школа», доработанный минскими и борисовскими умельцами в рамках советско-чешского проекта и испытываемый на Западной государственной зональной машиностроительной станции, Минская область, 20 августа 1960 г.

24 сентября — профессиональный праздник работников машиностроения, закрепленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года.

Отечественное машиностроение, начавшее свой путь еще в 1920-е годы, прошло через всю экономическую жизнь столичного региона. Восстав из руин после лихолетья Великой Отечественной войны, вернувшись из эвакуации, оно обильно расцвело в 1960 — 1980-е годы, задавая темп созидательной жизни всей БССР. Заслуга современного государственного строя Республики Беларусь в том, что после распада СССР значительное число промгигантов былой советской республики, хоть и потеряв ряд технологических цепочек, рынков сырья и сбыта, все же было сохранено.

Сегодня в стране действуют 250 крупных и средних машиностроительных предприятий, где трудятся около 165 тысяч человек. За январь-октябрь 2021 года, например, темп роста продукции нашего машиностроения составил почти 131%, легковые автомобили, троллейбусы и автобусы с маркой «Сделано в Беларуси» поставляются в 152 страны мира. По показателям производства лидируют транспортные средства и оборудование, электрооборудование, вычислительная, электронная и оптическая аппаратура. Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов рад показать нить преемственности между строителями механических помощников современного человека и их коллегами из прошлого, создававшими фундамент промышленного потенциала современной Беларуси.

Строительство сборочного цеха машиностроительного завода «Энергия», Минский район, осень 1929 г.
Лесопильная рама «Г-С-2» Слуцкого машиностроительного завода имени И.В. Сталина, представленная на выставке в Минске, лето 1950 г. Вскоре, усовершенствованная, она будет показана на ВДНХ в Москве — ее конструкторы удостоятся 2-го места в своей категории.
Старший инженер исследовательской лаборатории Минского машиностроительного завода «Ударник» В.Н. Канунников определяет точность втулки, изготовленной из металлического порошка путем прессования, 9 мая 1951 г. Эту технологию столичные машиностроителями освоили вместе с коллегами из Борисовского завода металлоконструкций первыми в столичном регионе и всей БССР.
Канавкокопатель КМ-800 собирается бригадой И.М. Фадеева в сборочном цеху Минского машиностроительного завода «Ударник», 19 октября 1951 г.
Собранные канавокопатели проверяются в филиале Минского машиностроительного завода «Ударник», располагавшегося в Минском районе под Михановичами, 23 апреля 1954 г.
Кусторез, изготовленный Жодинским машиностроительным заводом для эксплуатации в Казахской ССР, перед приемкой заказчиками из среднеазиатской республики, Жодино, Минская область, март 1954 г.
Трактор «Беларусь» МТЗ-5 с прицепным болотным плугом с гидравлическим механизмом подъема «ПБ-80» на запашке кустарников Западной государственной зональной машиностроительной станции, Минская область, 23 мая 1957 г.
Студент из Вилейки 5-го курса машиностроительного факультета БПИ В.К. Савченко в станочной лаборатории СКБ-12 Борисовского станкостроительного завода за обсуждением результатов проверки виброметров, Минская область, 5 апреля 1960 г.
Проверка работоспособности сеялки СЗТН-47 на полигоне Западной государственной зональной машиностроительной станции, Минская область, 21 июня 1961 г.
Члены общественного конструкторского бюро по механизации и автоматизации трудоемких работ инженеры-конструкторы Минского машиностроительного завода «Ударник» во главе с председателем ОКБ старшим инженером-инструктором Я.М. Капулом (в центре) принимают товарища с Борисовского станкостроительного завода для обсуждения совместных проектов, 18 июля 1961 г.
Слесари-сборщики Борисовского механического завода имени В. Ленина И. Зельдин и В.А. Гащук отлаживают насосы, обменянные на сельхозпродукцию по бартеру с Кубой, 14 декабря 1962 г. Гидротехнику производства промгигантов столичного региона часто покупали страны Латинской Америки и Африки, ценя ее за неприхотливость, ремонтопригодность и возможность использования в экстремальных климатических условиях.
Минский промышленный район машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности на схеме Белгоспроекта, весна 1963 г.
Инженер-конструктор Бобруйского машиностроительного завода имени В. Ленина Э. Проказов и расточник В. Зельд у своего станка, за изобретение которого им присудили золотые медали ВДНХ в Минске и Москве, 24 ноября 1964 г.
Шнекороторные снегоочистители Д-902 минского «Ударника» дооборудовываются в жодинском опытном цеху, Минская область, 14 ноября 1967 г.
Старшие инженеры отдела машиностроительных материалов НИИ порошковой металлургии В.И. Алшкевич и С.С. Кресик за контролем свойств ответных двигателей, Минск, лето 1978 г.
Начальник ВПО «Союзавтоэлектроприбор» А.П. Кисленко вручает Переходящее Красное Знамя Министерства автомобильной промышленности СССР директору Борисовского завода автотракторного электрооборудования имени 60-летия Великого Октября Н.Д. Буслу по итогам социалистического соревнования за 1983 г., Борисов, Минская область, февраль 1983 г.
Испытание сельскохозяйственной техники Западной государственной зональной машиностроительной станции на полях опытного хозяйства, Минская область, 20 июня 1986 г.
Заведующий отделом лаборатории Западной государственной зональной машиностроительной станции И.А. Наскович и ведущий конструктор Запорожского НИИ УССР конструкторского технологического института В.В. Курач возле машин МХА-7,20 июня 1986 г. Белорусские машиностроители всегда плотно работали над совместными изобретениями с коллегами из соседних республик СССР, 20 июня 1986 г.
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59